Музыкальная космогония

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Музыкальное искусство с древних времён ощущало свою
незримую взаимосвязь с планетарным миром. Музыкально-
космологические представления древних греков коренились
в мифах о Космосе, о противостоянии Хаоса и Гармонии. На
этой основе Пифагор и его последователи выработали учение
о гармонии сфер. Проблема этической и эстетической цен-
ности музыки связывалась в античной мысли с нормативны-
ми структурами ладов и ритмов. Музыкальная космология
Античности получила в позднейшие времена множество
всевозможных вариаций и метаморфоз. Средневековье тяго-
тело к абстрактным построениям, аллегориям, параллелям;
усиление интереса к музыкальной космологии наблюдает-
ся в эпоху Барокко. Главный вклад этого времени сделал И.
Кеплер, один из основоположников астрономии Нового вре-
мени, автор труда по теории музыки – «Мировая гармония».
В звуковом выражении идея космизации земного бытия стала
вызревать с начала ХХ века. Первопроходцем мировой му-
зыкальной космогонии стал А. Скрябин. Продолжением этой
ветви творчества можно считать серийную музыку А. Вебер-
на, абстракции тотального сериализма послевоенного аван-
гарда (П. Булез и др.). Космизм по-настоящему заявил о себе,
начиная с 1960-х годов, с появлением принципиально новых
звуковых техник. В числе первых крупных авторов, активно
использовавших ресурсы электроники, был К. Штокхаузен.
Яркие образцы сонорики принадлежат К. Пендерецкому.
Музыкальное искусство последних десятилетий настойчиво
фиксирует перспективу неотвратимого вытеснения и погло-
щения человеческой, земной цивилизации внеличной все-
ленской материей. Данный вектор исторического процес-
са последовательно раскрывал в симфониях А. Тертерян.
В соприкосновение с идеями современной художественной
космогонии входил А. Шнитке, у которого наиболее много-
стороннюю разработку эта проблема получила во Второй
симфонии.

Ключевые слова: Музыкальная космогония, идея косми-
зации земного бытия


Полный текст:

PDF

Литература


Al’fred Shnitke: khudozhnik i epokha [Alfred Schnittke: the Artist and the Era]. Saratov: Saratov State Conservatory Press, 2010. 190 p.

Boetsiy. Uteshenie filosofiey i drugie traktaty [Boethius. Consolation of Philosophy and Other Treatises]. Moscow: Nauka Press, 1996. 336 p.

Gertsman E. V. Pifagoreyskoe muzykoznanie [Pythagorean Musicology]. Saint-Petersburg: Academy of the Humanities Press, 2003. 384 p.

Evzlin M. Kosmogoniya i ritual [Cosmology and Ritual]. Moscow: Radiks Press, 1993. 337 p.

Shostakovich: mezhdu mgnoveniem i vechnost’yu [Shostakovich: Between the Moment and Eternity]. Saint Petersburg: Kompozitor Press, 2000. 920 p.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.