Новый романтизм в датской музыке: о творческом методе Бента Сёренсена

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


В центре внимания статьи – творчество современного датского
композитора Бента Сёренсена, удостоенного в 2018 году престижной музыкальной премии
Гравемайера. Автор раскрывает источники композиторского вдохновения, особенности
образной системы, художественные идеи, питающие сочинения, выявляет характерные
приёмы, определяющие выразительный топос его музыки (обилие глиссандо, звуковых
репетиций, использование филировки звука, особых исполнительских техник и проч.).
Отдельное внимание уделяется двум сочинениям Сёренсена – тройному концерту L’isola
della сittà (2015), во второй части которого переосмысливается конструкция финала
Фортепианной сонаты ор. 110 Бетховена, и концерту для аккордеона и струнных It is
pain flowing down slowly on a white wall (2010), где осуществляется ревизия идеи ухода
музыкантов, как в «Прощальной симфонии» Гайдна. На основе их анализа показаны
особенности взаимоотношения композитора с прошлым и традицией. Выявляется
комплекс специфических черт, присущих творческому методу Сёренсена: программный
характер музыки; поэтика тишины; эстетизация процессов распада; специфическая
образная система, фокусирующаяся на «ускользающем» или «отсутствующем»; сочетание
тональности и атональности, тоновых и шумовых элементов; выстраивание диалога
с предшественниками посредством стилистических аллюзий и переосмысления их
архитектонических конструкций. В заключении подчёркивается связь музыкального
мышления Сёренсена с романтической эстетикой.

Ключевые слова: Бент Сёренсен, датская музыка, новый романтизм, поэтика тишины,
эстетика распада, L’isola della сittà, It is pain flowing down slowly on a white wall


Полный текст:

PDF


DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2022.1.093-108

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.