Музыка в кино Узбекистана в контексте проблемы синтеза искусств
Аннотация
Аннотация. Визуальная интерпретация кинообраза средствами музыкального искусства
сформировалась в особую область композиторского творчества. Имея прикладное значение,
киномузыка выработала определённые тенденции и жанрово-стилевые параметры, сложилась
сложная система функционирования её иллюстративных свойств. Соответственно широк и
многообразен спектр взаимодействия музыки с изображением. Технические особенности
создания кинопроизведения повлияли на формирование новых форм взаимосвязей
выразительных средств. Опыт работы в прикладных жанрах привёл к формированию
в узбекской композиторской школе своеобразного национального художественного языка,
стилистики, к новациям в области ритма, фактуры, гармонии и т. д. Взаимообогащающий
синтез искусств создал широкое поле для фантазии композитора, выражения идей
и мировоззренческих позиций. Роль музыки в кинопроизведении (мультипликации)
определяется не только её эстетическими качествами, но и возможностью взаимодействия
с видеорядом. Общие тенденции, художественный стиль и характерные черты киномузыки
Узбекистана определяются эстетической направленностью творчества, опорой на
традиционную музыку и заимствованием у неё принципов музыкального развития
(импровизационная структура и медитативная техника).
Ключевые слова: прикладные жанры, аудиоряд, киномузыка, музыка и мультипликация
Полный текст:
PDFЛитература
Vertov D. Kinoveshch' [The Cinema Thing]. Formal'nyy metod: Antologiya russkogo modernizma [Formal Method: Anthology of Russian Modernism]. Edited by S. Ushankin. Moscow; Yekaterinburg, 2016. Vol. 2, pp. 11–180. (In Russ.).
Eyzenshteyn S. M. Vertikal'nyy montazh [Vertical Editing]. Iskusstvo kino [Art of the Cinema]. 1940. No. 9, pp. 16–25. (In Russ.).
Aristarko G. Istoriya teoriy kino [History of the Theories of Cinema]. Moscow: Iskusstvo, 1966. 352 p. (In Russ.).
Ganikhanova Sh. Sh. Kompozitsionnye printsipy i kinematograficheskoe myshlenie Kloda Debyussi i Morisa Ravelya [Compositional Principles and Cinematic Thinking of Claude Debussy and Maurice Ravel]. Obshchestvo i innovatsii [Society and Innovations]. 2020. No. 1/S. URL: https://goo.su/K25 (15.09.2021). (In Russ.).
Azimova A. Nit' (shtrikhi k dvoynomu portretu) [Thread (Touches for a Double Portrait)]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1992. No. 1, pp. 71–74. (In Russ.).
Ganikhanova Sh. Sh. Traditsii – kladez' sovremennykh tekhnik [Traditions are a Treasury of Contemporary Techniques]. Mucika dunesi [World of Music]. 2007. Issue 1, pp. 17–21. (In Russ.).
Semenyuk O. A. Soyuz novatorov, ili Kak rozhdalsya «Novyy Vavilon» Kozintseva- Trauberga-Shostakovicha [The Union of Innovators, or How the “New Babylon” of Kozintsev- Trauberg-Shostakovich was Born]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2019. No. 2, pp. 125–133. (In Russ.).
Lindgren E. Iskusstvo kino [Art of the Cinema]. Moscow: Inostrannaya literatura, 1956. 192 p. (In Russ.).
Lissa Z. Estetika kinomuzyki [Aesthetics of Film Music]. Moscow: Muzyka, 1970. 458 p. (In Russ.).
Abul-Kasymova Kh., Teshabaev D., Mirzamukhamedova M. Kino Uzbekistana [Cinema of Uzbekistan]. Tashkent: Izdatel'stvo literatury i iskusstva, 1985. 286 p. (In Russ.).
DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.189-196
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.