Специфика работы с поэтическим текстом в пост- опере (на примере либретто «Марко Поло» Тан Дуна)

Elena V. Kiseyeva

Аннотация


Аннотация. В оперном творчестве Джона Адамса, Филиппа Гласса, Тан Дуна, Мередит
Монк, Стивена Райха представлены произведения, которые сложно отнести к какой-либо
разновидности академической оперы. Нелинейные способы драматургического развития,
принципы развёртывания поэтического текста, направленные на разрушение нарратива,
наряду с новыми композиционными закономерностями являются яркими отличительными
особенностями данных произведений и позволяют взглянуть на оперный жанр под новым
ракурсом. Проблема взаимодействия музыки и драмы, ставшая краеугольным камнем для
многочисленных оперных реформ, в сочинениях названных композиторов потеряла свою
актуальность.
Отечественным музыкознанием обозначенная проблематика практически не изучена.
Теоретической платформой, необходимой для понимания новой оперной эстетики,
выступают концепции Ханса Тисса Леманна, Эрики Фишер-Лихте, Елены Новак.
Объясняя театральные и музыкально-театральные постановки с точки зрения воплощения
в них эстетики перформативности и принципов постдраматического театра, они дают
возможность обозначить новаторские произведения как пост- оперы. На примере либретто
одноактной оперы «Марко Поло» Тан Дуна автор статьи детально рассматривает
специфику работы с поэтическим текстом и особенности прочтения литературного
первоисточника. В центре внимания находятся принцип создания смысловых разрывов
и методы коллажа, сегментирования, нивелирования коммуникативной функции слова.
В результате проведённых исследований автор приходит к выводам о том, что нарушение
в либретто способа развёртывания поэтического текста и изменение его функции в создании
синтетического целого необходимо для создания новой формы оперного спектакля –
спектакля-перформанса. Его отличительной особенностью является усиление роли зрителя
в формировании смыслового поля сочинения.

Ключевые слова: пост- опера, формы представления, современная опера, функция
поэтического текста


Полный текст:

PDF

Литература


Fisher-Likhte E. Estetika performativnosti [Fischer-Lichte E. Aesthetics of Performativity]. Translated from the German by N. Kandinskaya, Edited by D. Trubochkin. Moscow: Play & Play: Kanon+, 2015. 375 р. (In Russ.).

Lipp W. Feste heute: Animation, Partizipation und Happening. Drama Kultur. Berlin, 1994, S. 523–547.

Leman Kh.-T. Postdramaticheskiy teatr [Lehmann H.-T. Postdramatisches Theater]. Moscow: ABCdesign, 2013. 311 p. (In Russ.).

Novak Je. Defining Postopera: Opera after Drama. Corporeality: Reinventing the Vocalic Body in Postopera. Amsterdam University, 2019, pp. 22–29.

Shornikova А. V. Muzykal'no-teatral'naya dokumentalistika v svete voprosov zhanrovoy stilistiki [Musical and Theatrical Documentaries in Light of Questions of Genre-Related Stylistics]. Muzykal'nyy teatr na rubezhe XX–XXI vekov: problema obnovleniya zhanrov [Musical Theater at the Turn of the 20th and the 21st Сenturies: The Issue of Genre Renewal]. Edited by A.V. Krylova, E. V. Kiseeva. Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory. Rostov-on-Don, 2019, pp. 152–160. (In Russ.).

Saamishvili N. N. Opery Kayi Saariakho 2000-kh gg.: khudozhestvennye idei, muzykal'naya dramaturgiya, kompozitsionnaya tekhnika: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Operas by Kaija Saariaho in the 2000s: Artistic Ideas, Musical Dramaturgy, Compositional Technique: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Мoscow, 2021. 25 p. (In Russ.).

Lavrova S. V. Posle Val'tera Ben'yamina: Novaya muzyka Germanii, Avstrii i Shveytsarii ot epokhi tsifrovogo postkapitalizma do COVID 19 [After Walter Benjamin: New Music in Germany, Austria and Switzerland from Digital Post-Capitalism to COVID 19]. Ed. by I. L. Murin. St. Petersburg: Vaganova Ballet Academy Press, 2020. 330 p. (In Russ.).

Kiseeva E. V. Ekrannye izobrazheniya v sovremennoy opere: k probleme obnovleniya zhanra na rubezhe XX–XXI vekov [Screen Images in Contemporary Opera: Concerning the Issue of Genre Renewal at the Turn of the 20th and the 21st Centuries]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 96–102. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.096-102. (In Russ.).

Kiseeva E. V. Nekotorye dramaturgicheskie i kompozitsionnye osobennosti rannikh oper F. Glassa [Certain Dramaturgical and Compositional Peculiarities of the Early Operas of Philip Glass]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 58–64. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.058-064. (In Russ.).

Tan Dun. On the Creation of Marco Polo. Tan Dun. Marco Polo. Score. NY: G. Schirmer Inc., 1997, p. 7.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.170-180

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.