О специфике приёмов музыкально-инструментального исполнительства у студентов с ограниченными возможностями зрения

Sergei N. Fedin, Nina A. Mitskevich, Oleg N. Kharsenyuk, Elbrus R. Shabaev, Andrei S. Lisimenko

Аннотация


Аннотация. Проблемы музыкантов-исполнителей с ограниченными возможностями
зрения (ОВЗ) связаны с отсутствием информации, которую несёт зрение о пространственной
логистике движения, об эмоциональной характеристике движения и его связи с
эмоциональным содержанием музыкального материала. Наиболее остро стоит вопрос
об отрицательном влиянии способа ориентации такого обучающегося музыкально-
исполнительскому искусству на метроритм в процессе работы за музыкальным инструментом
над нотным материалом. Проблему эту можно решить с помощью изменения техники
исполнения, но для этого необходимо проделать более детальный анализ двигательной
активности музыканта-исполнителя. Данная работа была проведена в Кемеровском
государственном институте культуры. Её результатом явилось создание двигательно-
игрового комплекса, лежащего в основе исполнительской техники исполнителя-баяниста.
В состав комплекса вошли двигательно-игровой подкомплекс, топографические,
артикуляционные комбинации, сложные топографические и артикуляционные приёмы,
простые топографические и артикуляционные приёмы, туше. Кроме того, были выделены
приёмы, которые могут выполняться заранее – прежде чем возникнет необходимость в
звучании той или иной ноты, созвучия. Определение функций каждого из простых и сложных
приёмов позволило выстроить из них ту логическую систему, которая дала возможность
заменить зрительную ориентацию музыканта-исполнителя двигательной, тактильной.
Упрощение понимания связи характера движения с характером звучания музыкального
материала привело к пониманию сути туше, которое заключается в скорости выполнения
атаки звука и, следовательно, в скорости возрастания напряжения мышц. Данное в конце
статьи описание действий на основе гаммы и арпеджио До мажор даёт возможность
осознать и автоматизировать процесс исполнения музыкального материала с помощью новой
музыкально-исполнительской техники и способа ориентации на клавиатуре музыкального
инструмента.

Ключевые слова: Кемеровский государственный институт культуры, ограниченные
возможности зрения, техника исполнения на баяне, двигательно-игровой комплекс


Полный текст:

PDF

Литература


Burlakov M. S. Metodika podgotovki muzykanta-instrumentalista k kontsertnomu vystupleniyu [A Methodology of Preparing an Instrumentalist-Musician for a Concert Performance]. Moscow: Gorodets, cop. 2017. 131 p. (In Russ.).

Surkin Ch. Teaching Singing to Students with Vision Los. Journal of Singing. 2018. Vol. 75, No. 1, pp. 33–37.

Fedin S. N. Spetsial'nyy instrument. Prichiny narusheniya stabil'nosti ispolneniya na estrade u bayanistov i ikh ustranenie v klasse spetsial'nogo instrumenta: uchebno-metodicheskoe posobie [A Special Instrument. Reasons for Violation of the Stability of Performance on the Stage for Bayanists and their Elimination in the Class of the Major Instrument: Educational and Methodological Manual]. Kemerovo: Kemerovo State University of Culture and Arts, 2010. 191 p. (In Russ.).

Naumova O. G. Spetsifika obucheniya slepykh detey igre na fortepiano [Specificity of Teaching Blind Children to Play the Piano]. Sbornik metodicheskikh statey prepodavateley muzykal'nykh klassov dlya slepykh i slabovidyashchikh detey. K 25-letiyu so dnya osnovaniya muzykal'nykh klassov: metodicheskoe posobie [Compilation of Methodological Articles by Teachers of Music Classes for Blind and Visually Impaired Children. Towards the 25th Anniversary of the Founding of Music Classes: A Methodological Guide]. St. Petersburg State Special Central Library for the Blind and Visually Impaired. St. Petersburg, 2017, pp. 12–20. (In Russ.).

Gilbert D. It’s Just the Way I Learn! Inclusion from the Perspective of a Student with Visual Impairment. Music Educators Journal. 2018. No. 105:1 (September 2018), pp. 21–27. DOI: 10.1177/0027432118777790.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.4.161-169

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.