Концепция органической музыки Тань Дуня

Linji Zhu

Аннотация


Аннотация. Статья посвящена творчеству композитора Тань Дуня, ведущего диалог
западной культуры с восточной традицией. Композитор раскрывает видение древнего мира,
отражающее важность отношений между человеком и природой. Концепция органической
музыки (термин Тань Дуня) представляет открытое пространство конфронтации с развитием
современных технологий. Новые западные технологии объединяются в его творчестве
со священными и почти всегда спонтанными и подлинными музыкальными традициями
Дальнего Востока, создавая тонкую мультисенсорную игру восприятия. Анализируемые
в данной статье работы Тань Дуня сложно отнести к каким-либо стилевым направлениям
или течениям ХХ–ХXI веков, музыкант почти не использует общеизвестные идеи
композиторской техники. Процессы формообразования в рассматриваемых произведениях
демонстрируют принципы структурирования, включающие такие художественные решения,
где объединяются не только аудиовизуальные элементы (в том числе с использованием
мультимедиа), но и повествовательные и даже ритуальные составляющие. Тань Дунь
апеллирует к более широкому, интерактивному – мультисенсорному слушательскому
восприятию. Автор статьи приходит к выводу, что концепция органической музыки,
проходящая красной нитью через творчество композитора, связана с даосизмом и
обусловлена буддистской философией.

Ключевые слова: китайская музыка, ориентализм в музыке, Тань Дунь, органическая
музыка, мультисенсорное восприятие, «Органическая серия», «Карта»


Полный текст:

PDF

Литература


Spahn J. Buddha Bach. Der Chinese Tan Dun hat eine neue “Matthäus-Passion” komponiert. Eine Annäherung an Bach von außen [Chinese Tan Dun has Composed a New “St. Matthew Passion”. An Approach to Bach from the Outside]. Die Zeit [The Time]. 2000. No. 20, p. 30. (In German).

Petrov V. О. “Prizrachnaya opera” Tan Duna kak instrumental'nyy ritual [“Phantom Opera” by Tan Dun as an Instrumental Ritual]. Avangard, sovremennaya i novaya muzyka: tvorchestvo, ispolnitel'stvo, pedagogika: materialy konferentsii [Avant-garde, Contemporary and New Music: Creativity, Performance, Pedagogy: Conference Proceedings]. Ed. by N. А. Petruseva. Perm, 2010, pp. 130–135. (In Russ.).

Campell B. A Passion Heard Through Water. The Wall Street Journal. 2002. No. 11, pp. 28–30.

Tan Dun. Earth. Concerto for Stone and Ceramic Percussion with Orchestra. URL: http://tandun.com/composition/earth-concerto-for-stone-andceramic-percussion-with-orchestra/ (10.11.2020).

Tan Dun. “Music that Changed me,” Interview by Heidi Waleson. BBC Music Magazine. 2000. No. 3, pp. 119–122.

Corbett J. Experimental Oriental: New Music and Other Others. Western Music and Its Others. California: University of California Press, 2000. 179 p.

Vazzoler G. Tan Dun. Creatività, tecnica e cultura fra Oriente e Occidente [Tan Dun. Creativity, Technique and Culture between East and West]. Università degli Studi di Padova. Università Ca’ Foscari di Venezia. Thesis. Venezia, 2016. 136 p. (In Italian).

Sergeeva T. Mul'timediynye eksperimenty v tvorchestve Tan Duna kak novyy sintez iskusstv [Multimedia Experiments in Tan Dun's Music as a New Synthesis of the Arts]. Muzyka: iskusstvo – nauka – praktika [Music: Art – Science – Practice]. 2018. No. 2 (22), pp. 84–88. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.116-125

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.