Культурный канон отечественной музыки в серии «Жизнь замечательных людей» (с конца XIX по первые десятилетия XXI века)

Lyubov A. Kupets

Аннотация


Аннотация. Предметом исследования является моделирование и трансформация
культурного канона в области академической музыки на примере серии «Жизнь
замечательных людей». Основными источниками стали биографий русских и советских
композиторов, изданные с 1892 по 2019 годы. Анализ этих текстов разворачивается в
рамках рецептивных исследований, используются культурно-исторический и историко-
генетический методы, теория культурного ресайклинга.
Уже у издателя Флорентия Павленкова нарративы о русских композиторах становятся
важной частью формирования музыкальной картины мира среди читательской аудитории
Серебряного века. Эти биографии (Михаил Глинка, Александр Серов, Александр
Даргомыжский) составляют почти треть от общего числа книг о музыкантах в серии,
а единый автор – Сергей Базунов – формирует нарративный канон.
В советский период, со сменой читателя и жёсткими идеологическими установками,
моделируется иной культурный канон избранных композиторов. В сталинский период – это
Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Александр Бородин и Пётр Чайковский. Во второй
половине ХХ века (до 1991) к ним добавляются: Дмитрий Бортнянский, Николай Римский-
Корсаков, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев. Последующие политические изменения
влекут за собой трансформацию и ребрендинг биографического канона этой серии.
В постсоветское время наблюдается стремительное расширение круга музыкальных
имён: включены как композиторы начала века (Александр Скрябин), так и советские
авторы (Исаак Дунаевский, Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников, Валерий Гаврилин).
Осуществляется ресайклинг биографических нарративов советского времени (например,
Чайковского и Глинки). Наряду с композиторами появляется массив биографий тех, без кого
не состоялась бы русская музыка Серебряного века – меценатов, продюсеров, исполнителей
(например, Сергея Дягилева, Саввы Мамонтова, Фёдора Шаляпина).

Ключевые слова: биографии композиторов, серия «Жизнь замечательных людей»,
культурный ресайклинг, советский канон


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Raku M. G. Muzykal'naya klassika v mifotvorchestve sovetskoy epokhi [The Musical Classics in the Mythology of the Soviet Era]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 717 p. (In Russ.).

Sotsrealisticheskiy kanon [The Socialist Realist Canon]. Under general editorship of Hans Gunther and E. Dobrenko. Moscow: Akademicheskiy proekt, 2000. 1036 p. (In Russ.).

Dobrenko E. A. Formovka sovetskogo chitatelya: Sotsial'nye. i esteticheskie predposylki retseptsii sovetskoy literatury [The Formation of the Soviet Reader: The Social and Aesthetic Prerequisites for the Reception of Soviet Literature]. St. Petersburg: Akademicheskiy proekt, 1997. 320 p. (In Russ.).

Fairclough P. Was Soviet Music Middlebrow? Shostakovich’s Fifth Symphony, Socialist Realism, and the Mass Listener in the 1930s. The Journal of Musicology. 2018. Vol. 35, Issue 3, pp. 336–367.

Frolova-Walker M. From Modernism to Socialist Realism in four years: Myaskovsky and Asafyev. Muzikologiya [Musicology]. 2003. No. 3, pр. 199–217.

Kupets L. A. Biograficheskiy profil' Shopena v Rossii: vzglyad iz Peterburga kontsa XIX veka [Chopin’s Biographical Profile in Russia: A Look from St. Petersburg at the End of the 19th Century]. Muzyka i muzykovedenie: dialogi so vremenem: sbornik nauchnykh statey [Music and Musical Scholarship: Dialogues with Time: Compilation of Scholarly Articles]. Editor-Compiler E. E. Lobzakova. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory, 2019, pp. 346–358. (In Russ.).

Lobankova E. V. Natsional'nye mify v russkoy muzykal'noy kul'ture. Ot Glinki do Skryabina: istoriko-sotsiologicheskie ocherki [National Myths in Russian Musical Culture. From Glinka to Scriabin: Historical and Sociological Essays]. St. Peterburg: Izd-vo im. N. I. Novikova: Galina skripsit, 2014. 416 p. (In Russ.).

Samson J. Music and Nationalism: Five Historical Moments. Nationalism and Ethnosymbolism: Historical, Culture and Ethnicity in the Formation of Nations. Ed. by Athena S. Leoussi and Steven Grosby. Edinburgh, 2007, pp. 55–67.

Frolova-Walker M. Russian Music and Nationalism: From Glinka to Stalin. Yale University Press: New haven and London, 2007. 402 р.

Kupets L. A. «Nash» Prokof'ev (k probleme nauchnoy biografii) [“Our” Prokofiev (Concerning the Problem of Scholarly Biography]. Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoy [Gazette of the Vaganov Ballet Academy]. 2016. No. 6, pp.137–147. (In Russ.).

Bukina T. V. Kommunikativnye marshruty vagneriany: v poiskakh virtual'nogo slushatelya: issled. ocherk [The Communicative Routes for Wagneriana: in Search for a Virtual Listener: Research Essay]. Petrozavodsk: Publishing house of Petrozavodsk University, 2002. (Musicologica incognita; Issue 2). 147 p. (In Russ.).

Adorno T. V. Izbrannoe: Sotsiologiya muzyki [Adorno T. W. Selected Works: The Sociology of Music]. Moscow; St. Petersburg: Universitetskaya kniga, 1999. 445 p. (In Russ.).

Papernyy V. Z. Kul'tura Dva [Culture Two]. 4th Edition. Moscow: Novoe lit. obozrenie, 2016. 412 p. (In Russ.).

Bukina T. V. Muzykal'naja nauka v Rossii 1920–2000-kh godov (ocherki kul'turnoy istorii) [Musical Science in Russia from the 1920s to the 2000s (Essays on Cultural History)]. St. Petersburg: RKhGA, 2010. 192 p. (In Russ.)

Fairclough P. The ‘Perestroyka’ of Soviet Symphonism: Shostakovich in 1935. Music and Letter. Vol. 83, No. 2 [may 2002], pp. 259–273.

Bukina T. V. Muzyka i politika. Retseptsiya tvorchestva R. Vagnera v poslerevolyutsionnoy Rossii (1917–1941) [Music and Politics. The Reception of Richard Wagner’s Music in Post-revolutionary Russia (1917–1941)]. Voprosy literatury [Literature Questions]. 2009. No. 4. pp. 24–49. (In Russ.).

Sotsialisticheskiy realizm [Socialist Realism]. Muzykal'nyy slovar' Grouva [Grove’s Dictionary of Music]. Moscow: Praktika, 2001, p. 812. (In Russ.).

Norris D. Socialist realism. The New Grove Dictionary of Music and Musicians: In 29 Vol. 2nd Ed. Ed. by Stanley Sadie. Oxford, Grove Music Online. 2001. CD-ROM.

Vorobyev I. S. Sotsrealisticheskiy «bol'shoy stil'» v sovetskoj muzyke (1930–1950-e gody) [The Socialist-Realist “Grand Style” in Soviet Music (From the 1930s to the 1950s)]. St. Petersburg: Kompozitor, 2013. 688 p. (In Russ.).

Hakobian L. Music of Soviet Era: 1917–1991. Second Edition. London; New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2017. 512 p. (Routledge Russian and East European Music and Culture).

Kupets L. A. Opera Criticism in Russia in the Early 21st Century: Constructing the (Non-) Soviet Style. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 114–127. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.114-127.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.093-106

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.