Аспекты духовного смысла в опере Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток»

Valentina V. Azarova

Аннотация


Аннотация. Автор статьи рассматривает аспекты духовного смысла оперы Франсиса
Пуленка «Диалоги кармелиток» как системообразующие элементы её духовного
пространства. Исследование содержит гипотезу о принципах формирования пространства
духовного смысла оперы на основе взаимодействия его отдельных аспектов. Развитие
каждого из них подчинено идее синтеза времени и вечности. В центре духовного смысла
произведения находится образ Христа (логос). Анализируются оттенки («обертоны»)
музыкального смысла, вложенного Пуленком в характеристики духовного облика монахинь-
кармелиток, в первую очередь, облика главной героини – сестры Бланш, а также обеих
настоятельниц кармелитского монастыря. На схеме, представленной в заключительной
части данной статьи, условно обозначена связь аспектов духовного смысла произведения
с христианской идеей синтеза времени и вечности.
Автор приходит к следующим выводам: художественный мир произведения включает
широкий спектр смысловых «обертонов», указывающих на претворение композитором
основных положений католического учения о благодати, порядке благодати и передаче
благодати Святого Духа; формируя духовный облик главной героини и других монахинь-
кармелиток методами вокально-симфонического развития, Пуленк отметил в партитуре
оттенки музыкального смысла, характеризующие духовное пространство оперы; развитие
аспектов духовного смысла характеризует единое духовное пространство оперы как
мистерию благодати.

Ключевые слова: «Диалоги кармелиток», христианство, латынь, мученичество, святые,
аскетика, мистика, Пуленк, благодать


Полный текст:

PDF

Литература


Azarova V. V. “Dialogi karmelitok”. P'esa Zh. Bernanosa i opera F. Pulenka [“Dialogues of the Carmelites.” The Play by Georges Bernanos and the Opera by Francis Poulenc]. Moscow: Editus, 2020. 204 p. (In Russ.).

Pulenk F. Dnevnik moikh pesen. Ya i moi druz'ya [Poulenc F. Diary of my Songs. My Friends and I]. Translation from the French by Zh. Grushanskaya. Moscow: Kompozitor, 2005. 160 p. (In Russ.).

Averintsev S. S. Dukhovnye slova [Sacred Words]. Moscow: St. Philaret Orthodox Christian Institute, 2007. 232 p. (In Russ.).

Poulenc F. Dialogues of the Carmelites. Opera vocal score series. Revised English version by Joseph Machlis. Ricordi, 1985. 256 p.

Bernanos Zh. Svoboda… dlya chego? [Bernanos G. Freedom... for What?]. St. Petersburg: Publishing House of Ivan Limbakh, 2014. 288 p. (In Russ.).

Averintsev S. S. Sobranie sochineniy. Sofiya-Logos. Slovar' [Collected Works. Sophia- Logos. Dictionary]. Ed. by N. P. Averintseva and K. B. Sigov. Kiev: Dukh i Litera, 2006. 912 p. (In Russ.).

Mariten Zh. Znanie i mudrost' [Maritain J. Knowledge and Wisdom]. Moscow: Nauchnyy mir, 1999. 244 p. (In Russ.).

Averintsev S. S. Sobranie sochineniy. Svyaz' vremen [Collected Works. Link of Times]. Ed. by N. P. Averintseva and K. B. Sigov. Kiev: Dukh i Litera, 2005. 448 p. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2782-3598.2021.4.52-62

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.