Вторая редакция «Псковитянки» в контексте оперного творчества Н. А. Римского-Корсакова

Maria V. Skuratovskaya

Аннотация


Статья посвящена второй редакции оперы Николая А. Римского-Корсакова «Псковитянка»
(1876–1877). Эта версия создавалась композитором во время его самостоятельной учёбы
и начала работы в консерватории и стала наиболее знаковым сочинением этого периода.
Однако в истории она осталась практически незамеченной – постановка в Мариинском
театре, вопреки желанию автора, не состоялась, не были изданы ни клавир, ни партитура,
и в итоге редакция сохранилась лишь в виде разрозненных рукописей. Нами проведено
текстологическое исследование сохранившихся фрагментов, впервые обобщён весь их
пласт и составлен перечень имеющихся материалов (по источникам из отдела рукописей
Российской национальной библиотеки), а также сделана попытка сопоставить их с планом
оперы, содержащимся в одном из черновиков, и представить в наиболее полном виде
замысел Римского-Корсакова. Кроме того, проведён сравнительный анализ трёх редакций,
а именно их сценарных планов – подробно исследованы отличия драматургии и композиции
всех версий оперы; на основании этого сделаны выводы о целостности и художественной
ценности второй редакции.
Помимо этого, в статье рассматривается рецепция второй редакции – отношение к ней
в целом и к отдельным эпизодам в частности самого композитора, его соратников по
«Могучей кучке», Надежды Римской-Корсаковой и Василия Ястребцева, а впоследствии
– исследователей, занимавшихся изучением этой редакции. В заключение выдвигается
гипотеза: негативное отношение ко второй редакции «Псковитянки» утвердилось
в музыковедении и в издательской практике в основном из-за мнения композитора
о собственном произведении без детального критического анализа музыкального текста.
Такая позиция, как нам кажется, может быть пересмотрена после того, как партитура будет
собрана из имеющихся фрагментов, что позволит более точно и объективно оценить её
положение в творчестве Римского-Корсакова.

Ключевые слова: Николай Римский-Корсаков, опера, «Псковитянка», вторая редакция,
текстология.


Полный текст:

PDF

Литература


Vikhanskaya A. M. Neopublikovannaya redaktsiya opery “Pskovityanka” [Unpublished Edition of the opera “The Maid of Pskov”]. Russkaya i zarubezhnaya muzykal'naya klassika. Voprosy teorii muzyki i ispolnitel'stva [Musical Classics of Russia and Other Countries. Questions Concerning the Theory of Music and Performance]. Leningrad, 1974, pp. 5–12.

Goryachikh V. V. Ariya Ivana Groznogo i nekotorye voprosy istorii sozdaniya 2-y redaktsii “Pskovityanki” N. A. Rimskogo-Korsakova [The Aria of Ivan the Terrible and Some Questions of the Creation History of Nikolai Rimsky-Korsakov’s “The Maid of Pskov” Second Edition]. Mirovaya muzykal'naya kul'tura v fondakh Otdela rukopisey Rossiyskoy natsionalnoy biblioteki. Vyp. 10 [World Musical Culture in the Funds of the Department of Manuscripts of the Russian National Library. Issue 10]. St. Petersburg, 2006, pp. 37–55.

Kandinskiy A. I. Istoriya i legenda: Obraz Pskovityanki v opere Rimskogo-Korsakova [History and Legend: The Image of the Maid of Pskov in Rimsky-Korsakov’s Opera]. N. A. Rimskiy-Korsakov. K 150-letiyu so dnya rozhdeniya i 90-letiyu so dnya smerti: sb. st. [Nikolai Rimsky-Korsakov: Towards the 150th Anniversary of his Birth and the 90th Anniversary of his Death: Compilation of Articles]. Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 2000, pp. 9–36.

Rakhmanova M. P. Nikolay Andreevich Rimskiy-Korsakov [Nikolai Andreyevich Rimsky- Korsakov]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 1995. 240 p.

Rimsky-Korsakov N. A. Letopis' moey muzykal'noy zhizni [Chronicles of My Musical Life]. Moscow: Muzyka, 1980. 454 p.

Rimsky-Korsakov N. A. Poln. sobr. soch. V 50 t. T. 1A [Complete Works. In 50 Volumes. Vol. 1A]. Prepared. by A. N. Dmitriev. Moscow: Muzyka, 1966. VII–XIV; 302 p.

Skuratovskaya M. V. Rimskiy-Korsakov, Musorgskiy i Nikola Salos [Rimsky-Korsakov, Mussorgsky and Nikola Salos]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2019, No. 11, pp. 28–34.

Skuratovskaya M. V. “Pskovityanka” N. A. Rimskogo-Korsakova i “Boris Godunov” M. P. Musorgskogo: dialogi i peresecheniya [“The Maid of Pskov” by Nikolai Rimsky-Korsakov and “Boris Godunov” by Modest Mussorgsky: Dialogues and Intersections]. Opera v muzykal'nom teatre: istoriya i sovremennost': materialy Mezhdunar. nauch. konf., 11–15 noyabrya 2019 g. T. 1 [Opera in Musical Theater: History and Modernity: Proceedings of the International Scholarly Conference, November 11–15, 2019. Vol. 1]. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 2019, pp. 313–321.

Teplova I. B. Dukhovnyy stikh “Aleksey Bozhiy chelovek” v narodnoy kul'ture i tvorchestve N. A. Rimskogo-Korsakova [The Sacred poem “Alexey God’s Man” in Folk Culture and the Music of Nikolai Rimsky-Korsakov]. God za godom. Rimskiy-Korsakov – 175: materialy Mezhdunar. nauch. konf. 18–21 marta 2019 g. [Year after Year. Rimsky-Korsakov – 175. Proceedings of the International Scholarly Conference on March 18–21, 2019]. St. Petersburg State Museum of Theatrical and Musical Art. St. Petersburg, 2019, pp. 161–169.

Yastrebtsev V. V. Nikolay Andreevich Rimskiy-Korsakov. Vospominaniya. T. 1. 1886–1897 [Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov: Memoirs. Vol. 1. 1886–1897]. Leningrad, 1959. 525 p.

Yastrebtsev V. V. Nikolay Andreevich Rimskiy-Korsakov: Vospominaniya. T. 2. 1898–1908 [Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov: Memoirs. Vol. 2. 1898–1908]. Leningrad, 1960. 623 p.

Abraham G. Pskovityanka: The Original Version of Rimsky-Korsakov’s First Opera. Musical Quarterly. 1968. Issue 1, Vol. LIV, pp. 58–73.

Frey E. Rimsky-Korsakov, Snegurochka and Populism. Rimsky-Korsakov and his World. Ed. by M. Frolova-Walker. Princeton: Princeton University Press, 2018, pp. 63–97.

Taruskin R. The Case for Rimsky-Korsakov. On Russian Music. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2009, pp. 166–178.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.145-153

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.