Мультимодальный анализ «Посвящения Марине Цветаевой» Софии Губайдулиной

Natalya V. Koshkareva

Аннотация


В статье раскрываются стилистические особенности полифонического письма Софии
Губайдулиной, использованного ею в хоровой композиции «Посвящение Марине Цветаевой».
Показаны результаты анализа техники полифонического письма Софии Губайдулиной
в синтезе поэтического и музыкального текста. Рассматриваются жанровые архетипы каждой
части сюиты, анализируются типы полифонического подхода с точки зрения традиции
и новаторства, проводится контекстуальный анализ сюиты как современной хоровой
композиции. Пять частей композиции были разделены композитором на три жанровых
архетипа (канон, мотет и псалмодия), пять полифонических техник (каноническая имитация,
хокку, антифон, имитация непрерывности и отзывчивость) и четыре композиционных
техники (сонорика, пуантилизм, аллюзия и сонорика-алеаторика). Автор использовал девять
вокальных приёмов и пять звуков. Они ярко проявили себя в третьей, четвёртой и пятой
частях сочинения. На примере произведения Софии Губайдулиной «Посвящение Марине
Цветаевой», написанного в жанре сюиты для хора a cappella, статья впервые рассматривает
полифоническое письмо как самостоятельное явление в современной русской музыке.

Ключевые слова: София Губайдулина, Марина Цветаева, современное полифоническое
письмо, хоровая полифония, хоровая сюита, канон, псалмодия, мотет.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Moskvina O. A. “Dve tropy” S. Gubaydulinoy: lyubov' zemnaya i lyubov' nebesnaya (prochtenie “syuzheta” o Marii i Marfe v kontserte dlya dvukh solistov i orkestra) [The "Two Paths" of Sofia Gubaidulina: Earthly Love and Heavenly Love (Reading The ‘Plot’ About Maria and Marpha In The Concerto For Two Soloists and Orchestra)]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice]. 2015. Vol. 9, No. 59, pp. 118–124.

Plotnikova N. Yu. O tekhnike kanona v muzyke russkogo barokko: Na primere polikhoral'nykh proizvedeniy Vasiliya Titova [On the Technique of the Canon in the Music of the Russian Baroque: On the Example of the Polychoral Works of Vasily Titov]. Moscow: Nauka, 2016. 347 p.

Kholopova V. N. Ob odnom printsipe khromatiki v muzyke XX veka [On one Principle of Chromaticism in the Music of the 20th Century]. Problemy muzykal'noy nauki [Issues of Musical Scholarship]. Vol. 2. Moscow, 1973. 331 p.

Artamonova E. Multifaceted Creativity: Legacy of Alexander Ivashkin Based on Archival Materials and Publications. Proceedings of the 3rd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education. Ed. E. Artamonova. Paris: Atlantis Press, 2019, p. 162. DOI: 10.2991/icassee-19.2019.165.

Atwood G. E. Time, Death, Eternity: Imagining the Soul of Johann Sebastian Bach. New Trends in Psychobiography. Eds. C. H. Mayer, Z. Kovary. Cham: Springer International Publishing, 2019, pp. 299–323. DOI: 10.1007/978-3-030-16953-4_17.

Bennett D. D. The Winchester Troper. Speculum. 2009. Vol. 84, No. 2, pp. 487–488. DOI: 10.1017/S0038713400018662.

Chambers D., Krivosheyev M. Mikhail Butkevich: The Bridge to the Contemporary Russian Avant-Garde. Stanislavski Studies. 2016. Vol. 4, No. 2, pp. 125–135. DOI: 10.1080/20567790.2016.1234017.

Collins D. Approaching Renaissance Music Using Taneyev’s Theories of Movable Counterpoint. Acta Musicologica. 2018. Vol. 90, No. 2, pp. 178–201.

Covach J. The Americanization of Arnold Schoenberg? Theory, Analysis, and Reception. Journal of the German-Speaking Society of Music Theory. 2018. Vol. 15, No. 2, pp. 155–175. DOI: 10.31751/991.

Dyganova E. Sofia Gubaidulina's “Dedication to Marina Tsvetaeva” as the Example of Staginess in Choral Performance. 4th International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts SGEM 2017: Conference Proceedings. Book 6. Science and Arts. Volume II, pp. 207–214.

Fanning D., Assay M. Shostakovich’s ‘Leningrad’ Symphony. The Routledge Handbook to Music under German Occupation, 1938–1945. Eds. D. Fanning, M. Assay. Routledge: Arts, 2019, pp. 418–447. DOI: 10.4324/9781315230610-22.

Helsen K. Neumes for Novices. Early Music. 2015. Vol. 43, No. 2, pp. 319–320. DOI: 10.1093/em/cav028.

Leo K. M. Early Blues and Jazz Authorship in the Case of the ‘Livery Stable Blues. Jazz Perspectives. 2020. Vol. 12, No. 3, pp. 311–338. DOI: 10.1080/17494060.2020.1833071.

Lepri G., McPherson A. Fictional Instruments, Real Values: Discovering Musical Backgrounds with Non-Functional Prototypes. Proceedings of the 2019 Conference on New Interfaces for Musical Expression. 2019, pp. 122–127. URL: https://zenodo.org/record/3672890#.YS9mZ7AzbIU (25.07.2021).

Levy B. R. Rules as Strict as Palestrina’s’: The Regulation of Pitch and Rhythm in Ligeti’s Requiem and Lux Aeterna. Twentieth-Century Music. 2013. Vol. 10, No. 2, pp. 203–230. DOI: 10.1017/S1478572213000029.

Lukomsky V. ‘Hearing the Subconscious’: Interview with Sofia Gubaidulina. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 31 p. URL: https://www.jstor.org/stable/946672?seq=1.

Phipps G. H. The Twelve-Tone Music of Luigi Dallapiccola. Notes. 2011. Vol. 68, No. 1, pp. 102–105. DOI: 10.1353/not.2011.0104.

Schneider L., Ansgar Z. Polyphony in Corporate and Organizational Communications: Exploring the Roots and Characteristics of a New Paradigm. Communication Management Review. 2019. Vol. 3, No. 2, pp. 6–29. DOI: 10.22522/cmr20180232.

Sternberg R. J., Kaufman J. C., Pretz J. E. The Propulsion Model of Creative Contributions Applied to the Arts and Letters. The Journal of Creative Behavior. 2001. Vol. 35, No. 2, pp. 75–101. DOI: 10.1002/j.2162-6057.2001.tb01223.x.

Warwick E. Word Setting in a Perfect Musical World: The Case of Obrecht’s Motets. Journal of the Alamire Foundation. 2017. Vol. 3, No. 1, pp. 52–75. DOI: 10.1484/J.JAF.1.102193.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.123-136

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.