«Архангельский и Балиев, Балиев и Архангельский»: заметки о музыке в театре-кабаре «Летучая мышь»

Natela I. Enukidze

Аннотация


Статья посвящена проблеме «звукового пространства» одного из ведущих русских
театров малых форм – «Летучей мыши» Никиты Фёдоровича Балиева. Музыкальное
оформление театральных программ опиралось на два принципа работы с материалом,
условно обозначенных как «своё» и «чужое». Под «своим» в данном случае понимается
музыка, специально написанная для театральных номеров, под «чужим» – заимствованные
сочинения. Одной из ключевых фигур в жизни и деятельности «Летучей мыши» был Алексей
Алексеевич Архангельский (1881–1943) – композитор, регулярно писавший для театра и
исполнявший в нём обязанности заведующего музыкальной частью. В статье предпринята
попытка реконструкции жизненного и творческого пути Архангельского, выполненная
в том числе с привлечением материалов из русских и зарубежных архивохранилищ. Для
аналитических наблюдений выбраны наиболее показательные из опубликованных сочинений:
вокальные миниатюры «Катенька», Восточная песня «На гора стоит духан», «Песенки
Н. Ф. Балиева» на стихи Николая Агнивцева. Проблема функционирования музыки в
условиях «кабаретного синтеза» намечена на примере оперетт и «опер для драматических
артистов» – «Казначейши», «Графа Нулина» и «Пиковой дамы».

Ключевые слова: музыка в русских кабаре и театрах миниатюр, театр-кабаре «Летучая
мышь», Le Théâtre de la Chauve-Souris, The Bat, Никита Балиев, Алексей Архангельский.


Полный текст:

PDF

Литература


Bliznyuk M. I. Prekrasnaya Marusya Sava. Russkaya emigratsiya na kontsertnykh ploshchadkakh i v restoranakh Ameriki [The Beautiful Marusya Sava. The Russian Emigrés at the Concert Venues and Restaurants of America]. Moscow: Russkiy Put', 2007. 416 p.

Don Aminado. Poezd na tret'em puti [The Train on the Third Track]. Moscow: Kniga, 1991. 336 p.

Enukidze N. I. Muzyka v “Letuchey myshi”: po materialam arkhiva iz londonskogo Muzeya Viktorii i Al'berta [Music in the “Bat”: Based on Archival Materials from the Victoria and Albert Museum in London]. Rossiysko-britanskiy kul'turnyy dialog: russkaya muzyka v Velikobritanii – britanskaia muzyka v Rossii: sb. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 5–6 oktyabrya (Moskva, GII), 6–7 noyabrya (Velikobritaniya, Uclan) 2019 goda [Russian-British Cultural Dialogue: Russian Music in the UK – British Music in Russia: Compilation of Materials of the International Scholarly and Practical Conference. October 5–6 (Moscow, State Institute of Art Studies), November 6–7 (UK, Uclan) 2019]. Ed. by E. A. Artamonova, G. U. Lukina, O. M. Tabachnikova. Moscow, 2020, pp. 218–225.

Litavrina M. G. Russkiy teatral'nyy Parizh [Russian Theatrical Paris]. St. Petersburg: Aleteyya, 2003. 224 p.

Naumov A. V. “V preddverii Satsa”: N. A. Manykin-Nevstruev – kompozitor i dirizher Moskovskogo Khudozhestvennogo teatra 1900-kh godov [“On the Threshold of Satz”: N. A. Manykin-Nevstruev – Composer and Conductor of the Moscow Art Theater of the 1900s]. Manuskript [Manuscript]. Tambov: Gramota, 2021. No. 1, pp. 195–201.

Stravinskiy I. F. Perepiska s russkimi korrespondentami. Materialy k biografii. T. II: 1913–1922 [Correspondence with Russian Communicants. Materials for a Biography. Vol. 2: 1913–1922]. Comp., text editing and commentary by V. P. Varunts. Moscow: Kompozitor, 2000. 800 p.

Stravinsky I. Khronika. Poetika [Chronicles. Poetics]. Comp., revised translation, comments, indexes and concluding article by S. I. Savenko. Moscow: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2012. 368 p.

Tikhvinskaya L. I. Povsednevnaya zhizn' teatral'noy bogemy Serebryanogo veka. Kabare i teatry miniatyur v Rossii. 1908–1917 [The Daily Life of the Theatrical Bohemia of the Silver Age. Cabaret and Miniature Theaters in Russia. 1908–1917]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2005. 527 p.

Fayko A. M. Zapiski starogo teatral'shchika [Notes of an Old Theater Goer]. Moscow: Iskusstvo, 1978. 279 p.

Becker T. Globalizing Operetta before the First World War. The Opera Quarterly. 2017. No. 11, Vol. 33, pp. 7–27.

Belina A. Operetta in Russia and USSR. The Cambridge Companion to Operetta. Ed. by A. Belina and D. B. Scott. Cambridge University Press, 2019, pр. 135–148.

Belina A., Scott D. B. Intrоduction. The Cambridge Companion to Operetta. Ed. by A. Belina and D. B. Scott. Cambridge University Press, 2019, pр. 1–13.

Sullivan L. Nikita Baliev’s Le Théâtre de la Chauve-Souris: An Avant-Garde Theater. Dance Research Journal. Vol. 18, No. 2. Russian Folklore Abroad. Winter, 1986–1987, pр. 17–29.

Senelick L. Émigré Cabaret and the Reinvention of Russia. New Theatre Quarterly. 2019. Vol. 35, Issue 1, pp. 44–59.

Senelick L. Jacques Offenbach and the Making of Modern Culture. Cambridge University Press, 2017. 331 p.

Taruskin R. Mavra: Sources and Style. Richard Taruskin. Stravinsky and the Russian Traditions: A Biography through Mavra. Berkeley: Uni nia Press, 1996. 2 Vols, pp. 1549–1584.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.028-042

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.