Особенности устной традиции богослужебного пения в общине Русской православной старообрядческой церкви г. Томска

Olga A. Svetlova

Аннотация


Работа находится в русле одного из актуальных направлений
российской музыкальной медиевистики, связанной с изуче-
нием богослужебной певческой культуры сибирского старо-
обрядчества, преемственности и степени сохранности пись-
менной и устной традиции. Объектом исследования является
певческая практика общины Русской православной старооб-
рядческой церкви г. Томска. Материал – песнопения службы
старообрядческому святому священномученику и исповедни-
ку Тихону, епископу Томско-Алтайскому – записан автором
статьи в 2012 г.
Анализ сравнительных партитур силлабических песно-
пений и нотированных крюковых образцов, устных вариан-
тов роспевов позволил выявить ряд специфических черт том-
ской локальной традиции. Многообразные певческие формы
на службе преобладают над читаемыми текстами. В срав-
нении с точным воспроизведением невменных песнопений,
свидетельствующим о высоком уровне профессиональной
грамотности певчих, устные формы пения отличаются ва-
риабельностью относительно канонического образца. Мно-
гие интонационно-стилистические изменения песнопений
происходят в результате сильного влияния напевки. Устой-
чивое пение по памяти «своей» привычной версии образца
порождает в контексте богослужения несколько вариантов
прочтения одной и той же монодийной модели. В хоровых
песнопениях, исполняемых напевкой (на формульной погла-
сице «Свете тихии», «Величит душа моя Господа», стихирах
на самогласен и др.), обнаружено системное присутствие
участков фактурно-мелодической полипластовости. Выясне-
ние генезиса томской певческой традиции позволило выска-
зать гипотезу об объединении в ней разных локальных исто-
ков в рамках одной конфессиональной группы: села Большое
Плоское Одесской области, миасских женских монастырей и
сохранённой собственной, томской.
Совокупность выявленных качеств в самом широком
смысле обозначена как «томская напевка», изучение которой
открывает перспективы дальнейших исследований в сибир-
ской музыкальной медиевистике.

Ключевые слова. Сибирское старообрядчество, Русская
православная старообрядческая церковь города Томска, бо-
гослужебное пение, устная локальная певческая традиция,
напевка


Полный текст:

PDF

Литература


Zhitie svyashchennomuchenika i ispovednika Tikhona, episkopa Tomsko-Altayskogo [The Life of the Martyr and Confessor Tikhon, Bishop of Tomsk and Altai]. Kanon svyashchennomucheniku i ispovedniku Tikhonu episkopu Tomsko- Altayskomu [The Canon to the Martyr and Confessor Tikhon, Bishop of Tomsk and Altai]. Tomsk, 2007, pp. 10–19.

Obikhod tserkovnago znamennago peniya [The Book of Church Znamenny Singing]. Kiev: Znamennoe Penie Press, 1909, 144 p.

Pril’ L. N. Zhiznennoe prostranstvo staroverov Srednego Priob’ya: zhenskie strategii osvoeniya [The Living Space of the Old Believers from the Middle Ob Region: the Women’s Strategies for Mastery]. Etnografiya Altaya i sopredel’nykh territoriy: materialy mezhdunar. nauch. konf. [The Ethnography of the Altai Region and the Adjacent Regions: Proceedings of the International Conference]. Issue 7. Ed. T. K. Shcheglova, I. V. Oktyabr’skaya. Barnaul: Barnaul State Pedagogical University, 2008, pp. 479–484.

Pril’ L. N. Istoriya tomskogo staroobryadchestva: episkopy i obiteli [The History of the Tomsk Community of Old Believers: Bishops and Monasteries]. Territoriya soglasiya. Zhurnal o zhizni narodov Tomskoy oblasti [The Area of Consent. Journal about Life of the Peoples of the Tomsk Region], 2006, no. 1 (10), pp. 46–48.

Starukhin N. A. Novye istochniki po istorii belokrinitskikh obshchin Tomsko-Altayskoy eparkhii [New Sources of the History of the Belokrinitsky Communities of the Tomsk and Altai Diocese]. Obshchestvennoe soznanie naseleniya Rossii po otechestvennym narrativnym istochnikam XVI–XX vv. [The Social Consciousness of the Population of Russia according to the National Narrative Sources of the 16th – 20th Centuries]. Novosibirsk, 2006, pp. 262–281.

Pril’ L. N. Posle likvidatsii Nikol’skogo monastyrya: istoriya miasskoy zhenskoy obshchiny v Narymskom krae [After the Destruction of the Monastery of St. Nicholas: History of the Women’s Community of Myass in the Narymsk Province]. Staroobryadcheskoe podmoskov’e. Istoriya poiskov i nakhodok [The Old Believers in the Suburbs of Moscow. History of Search and Discoveries]. Moscow, 2009. URL: http://www.genealogy-kzn.ru/monastiri-na-shudelke/ (17.06.2013).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.