Об особенностях формообразования в адыгском эпическом жанре

Beslan G. Ashkhotov

Аннотация


В данной статье представлены результаты изучения древнейшего фольклорного жанра
проживающих на территории России адыгов, относящегося ко II тыс. до н. э. На основе
сохранившихся до наших дней уникальных песенных образцов, в которых отражается
далёкий мир героического эпоса «Нарты», рассматриваются структурные особенности
формообразования в процессуальном аспекте их строения. Впервые предпринимается
попытка атрибутировать характерные формы-структуры в нартских песнях, выявить
типовую модель взаимодействия музыки и вербального текста, установить соответствие
пространственно-временны́х параметров песен с их стадиальным фактором реального
бытования.

Ключевые слова: фольклор адыгов, эпос «Нарты», пшинатли, музыкальная форма,
типовая модель фольклорного жанра, антифонная, бурдонная и стреттная формы, сольно-
групповые песнопения.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical Form as a Process]. Leningrad: Muzyka, 2012. 376 p.

Ashkhotov B. G. Muzykal'naya Nartiada: opyt issledovaniya [Musical Nartiad: An Attempt of Research]. Nalchik: Print Tsentr, 2020. 380 p.

Ashkhotov B. G. O soderzhatel'nosti skvoznoy muzykal'noy formy v istoriko-geroicheskikh pesnyakh adygov [On Content-Richness of the Through-Composed Musical Form in Historico- Heroic Songs of Adyghe People]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2008. No. 1, pp. 123–129.

Zemtsovskiy I. I. Moy ideal – izuchenie konteksta v tekste [My Ideal is the Study of Context in the Text]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2006. No. 1, pp. 32–36.

Zemtsovskiy I. I. Russkaya protyazhnaya pesnya [Russian Plangent Song]. Leningrad: Muzyka, 1967. 197 p.

Kazantseva L. P. Muzykal'noe soderzhanie v kontekste kul'tury [Musical Content in the Context of Culture]. Astrakhan: Volga, 2009. 360 p.

Kuashev B. I. Stikhoslozhenie nartskogo eposa [The Versification of the Nart Epos]. Kuashev B. I. Sobranie sochineniy. T. 2 [Collected Works. Vol. 2]. Nalchik, 1966, pp. 166–189.

Rudneva A. V. Russkoe narodnoe muzykal'noe tvorchestvo: ocherki po teorii fol'klora [Russian Folk Music Creativity: Sketches about the Theory of Folklore]. Moscow: Kompozitor, 1994. 222 p.

Savel'eva N. M. Narodnaya pesnya: yazyk i struktura [The Folk Song: Language and Structure]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2019. 248 p.

Savel'eva N. M. Problema formy v russkoy narodnoy pesne: avtoref. dis… d-ra iskusstvovedeniya [The Issue of Form in Russian Folksong: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2011. 41 p.

Kholopova V. N. Formy muzykal'nykh proizvedeniy [Forms of Musical Compositions]. St. Petersburg: Lan', 2001. 496 p.

Kholopov Yu. N. Vvedenie v muzykal'nuyu formu [Introduction to Musical Form]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2006. 432 p.

Chernaya M. R. Analiz muzykal'nykh proizvedeniy [Analysis of Musical Compositions]. 2nd Edition. Moscow: Yurayt, 2019. 152 p.

Eval'd Z. V. Pesni Belorusskogo Poles'ya [Songs of the Belorussian Polesye]. Ed. by E. V. Gippiua. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1979. 143 p.

Ashkhotov Beslan G. The Shikapshina as a National Symbol of the Culture of the Adyghes (Circassians). Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 2, pp. 97–105. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.097-105.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.138-147

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.