Ораториальные произведения композиторов Казахстана

Dilara T. Karekenova

Аннотация


В статье рассматривается история развития ораториальной музыки в творчестве композиторов Казахстана. Становление жанра, этапы развития и основные идеологические направления определяются через принципы классификации и особенности музыкального языка в раскрытии содержания поэтического текста. Развитие тематического диапазона жанра оратории привело не только к появлению творческой идентичности авторов, но и формированию национальных особенностей. Определяются шесть тематических групп в ораториях композиторов Казахстана: исторические, патриотические, праздничные, пацифистские, оратория-реквием, поэтические оратории.

Ключевые слова: жанр оратории, музыкальная культура Казахстана, казахская оратория, хоровая музыка Казахстана.


Полный текст:

PDF

Литература


Dzhumakova U. R., Abdrakhman G. B. Prinoshenie Gazize Zhubanovoy: nauchno-dokumental'nyy portret [Tribute to Gaziza Zhubanova: Scholarly and Documentary Portrait]. Astana: Foliant, 2017. 255 p.

Zhubanova G. A. Mir moy – Muzyka. Stat'i, ocherki, vospominaniya [My World is Music. Articles, Essays, Memoirs]. Comp. by D. A. Mambetova. Almaty: Bilim, 2008. 334 p.

Istoriya sovremennoy otechestvennoy muzyki. Vyp. 3 [The History of Contemporary Russian Music. Issue 3]. Ed. by E. B. Dolinskaya. Moscow, 2001, pp. 318–364.

Ketegenova N. S. Tvorcheskie portrety kompozitorov Kazakhstana [Creative Portraits of Composers of Kazakhstan]. Almaty: Alatau, 2009. 559 p.

Kuzembay S. A. Kazakhskaya kantatno-oratorial'naya muzyka v kontekste idei nezavisimosti [Kazakh Cantata-Oratorio Music in the Context of the Idea of Independence]. Ideya nezavisimosti v traditsionnoy muzyke i kompozitorskom tvorchestve [The Idea of Independence in Traditional Music and Composing]. Almaty, 2011, pp. 475–537. (In Kazakh.)

Mukhambetova A. I. Natsional'nye traditsii v oratorii Gazizy Zhubanovoy «Pesnya Tat'yany» [The National Traditions in Gaziza Zhubanova’s Oratorio “Tatiana’s Song”]. Kazakhskaya traditsionnaya muzyka i XX vek [Kazakh Traditional Music and the 20th Century]. Almaty, 2002, pp. 404–411.

Nedlina V. E. Puti razvitiya muzykal'noy kul'tury Kazakhstana na rubezhe XX–XXІ stoletiy: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Paths of Development of the Musical Culture of Kazakhstan at the Turn of the 20th and the 21st Centuries: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2017. 244 p.

Stepanova I. V. Kantatno-oratorial'noe i khorovoe tvorchestvo [Cantata-Oratorio and Choral Music]. Istoriya sovremennoy otechestvennoy muzyki. Vyp. 1 [History of Modern Russian Music. Issue 1]. Ed. by M. E. Tarakanov. Moscow, 2005, pp. 268–296.

Chester Alwes L. A History of Western Choral Music. Vol. 2. New York: Oxford University Press, 2016. 286 p.

Faulkner Shaw A. The Opera and Oratorio: A Study in Music Appreciation. Kessinger Publishing, 2010. 88 p.

Rathey M. Johan Sebastian Bach’s Christmas Oratorio: Music, Theology, Culture. Oxford University Press, 2016. 432 p.

Sheinbaum John J. Good Music: What It Is and Who Gets to Decide. Chicago: The University of Chicago Press, 2019. 312 p.

Smither Howard E. A History of the Oratorio: Vol. 4: The Oratorio in the Nineteenth and Twentieth Centuries. The University of North Carolina Press, 2012. 856 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.094-100

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.