Особенности звукового пространства ритуальных действ театрального перформанса Р. Шехнера «Дионис-69»

Vera N. Dyomina

Аннотация


Статья посвящена проблеме специфики звукового пространства в театре Ричарда
Шехнера. При рассмотрении истории формирования перформативности как важного
компонента природы современной культуры, выделяются факторы, обусловившие её
трансформацию во взаимодействии с актуальными формами театра. Особенности развития
перформативных практик в истории театра, хронотопа театральной коммуникации изучаются
в опоре на исследования Д. О. Демехиной, Х.-Т. Лемана, Д. В. Трубочкина, Э. Фишер-
Лихте, Р. Шехнера и др. В процессе исследования звукового компонента в постановках
Р. Шехнера особое внимание уделяется ритуальным элементам, создающим композиционно-
драматургический каркас спектакля-перформанса.
В выводах автор отмечает, что воссоздание древнегреческого мифа в контексте
пространства театра Шехнера создало уникальные условия для взаимодействия визуального
и звукового компонентов спектакля, раскрывшие новые возможности перформанса как
одной из форм коммуникации, способной объединить социум. Исследование звукового
пространства спектакля позволяет определить условия формирования особого хронотопа
перформативных практик, как важной составляющей природы современного искусства.

Ключевые слова: «Дионис-69», творчество Ричарда Шехнера, звуковое пространство
ритуальных действ, история перформанса.


Полный текст:

PDF

Литература


Gerodot. Istoriya [Herodotus. History]. Moscow: OLMA-PRESS Invest, 2004. 435 p.

Demekhina D. O. K voprosu o kontseptualizatsii performansa: versiya Richarda Shekhnera [Concerning the Question of the Conceptualization of Performance: The Version of Richard Schechner]. Artikult [Articult]. 2017. 28 (4), pp. 144–152.

Levshin K. N. Aksiomy «Teatra prostranstv (sredy)» Richarda Shekhnera [Axioms of the “Theater of Spaces (Environment)” by Richard Schechner]. Universum: Filologiya i iskusstvovedenie [Universum: Philology and Art Studies]. 2016. No. 8 (30). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/3516 (10.04.2021).

Leman Kh.-T. Postdramaticheskiy teatr [Lehmann Hans Thies Postdramatisches Theater]. Moscow: ABCdesign, 2013. 311 p.

Radtsig S. I. Istoriya drevnegrecheskoy literatury [History of Ancient Greek Literature]. Moscow: Vysshaya shkola, 1982. 487 p.

Trubochkin D. V. Antichnost' i «aktual'nost'» (Ob urokakh drevnosti i likhoradke novizny) [Antiquity and “Topicality” (About the Lessons of Antiquity and the Fever of Novelty)]. Voprosy teatra [Questions of Theatre]. 2011. No. 1–2, pp. 6–31.

Zeitlin F. I. “Dionysus in 69”. Dionysus Since 69. Greek Tragedy at the Dawn of the Third Millennium. Eds. Edith Hall and Fiona McIntosh. Oxford: Oxford University Press, 2004, pp. 49–76. (In Series of Archive of Greek and Roman Drama).

Fischer-Lichte E. Ästhetik des Performativen. Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag, 2004. 378 S.

Fischer-Lichte E. Dionysus resurrected: performances of Euripides’ The Bacchae in a globalizing world. New York: A John Wiley & Sons, 2014. 238 p.

Schechner R. Environmental Theatre. An Expanded New Edition including “Six Axioms For Environmental Theater”. New York, London: Applause Theatre & Cinema Books, 1994. 339 p.

Schechner R. Performance Studies: An Introduction. New York: Routledge, 2013. 376 p.

Schechner R. Performance Theory. London and New York: Taylor & Francis, 2004. 407 p.

Schechner R. A Ritual Seminar Transcribed. Interval(le)s. II.2-III.1 (Fall 2008/Winter 2009), pp. 775–785.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.058-066

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.