Мобильные формы в архитектуре, живописи и музыке как парадигма современного пространственного образа мира

Marina V. Pereverzeva, Tatiana V. Ashutova, Ekaterina Yu. Ivanova, Elena A. Fedeneva

Аннотация


Объектом исследования становятся подвижные формы в архитектуре, скульптуре, живописи и музыке ХХ века, появившиеся в искусстве и жизни человечества в связи с изменением концептуальных оснований науки, философии и культуры. Проблема исследования состоит в определении общих оснований – объединяет ли все эти экспериментальные формы общая парадигма, основанная на фундаментальном переосмыслении мира? Новаторские открытия науки ХХ века сформировали новый, неоднозначный, многоуровневый метод мышления, порождающий сложную, многомерную художественную эпистему. Подвижные формы стали выражением новой точки зрения на современный мир. Методологической основой работы стали исследования по истории и теории современного искусства и архитектуры, философии и науки. Методология исследования: многомерный анализ научной литературы по теории и истории архитектуры, искусства, науки и философии ХХ века; графоаналитический анализ композиционных структур художественных и архитектурных произведений, а также объёмно-пространственное моделирование; сравнительный анализ композиционных техник и методов визуального, архитектурного и музыкального авангарда ХХ века. Выводы исследования: внимание искусства стало занимать выражение глубинных и подвижных восприятий сознания человека, рефлексия о мире, осознание себя в космическом пространстве, видение нестабильности и многозначности образа Вселенной, в которой всё стремительно меняется и всё многозначно. Научная новизна заключается в систематизации подвижных форм в разных видах искусства, открытии связей между ними и научными и философскими основами, выявлении общих организационных и конструктивных идей подвижных форм, определении будущих перспектив применения подвижных форм.

Ключевые слова: мобильные формы, архитектура, открытый план, живопись действия, скульптура, мобиль, алеаторика.


Полный текст:

PDF

Литература


Akoff R. Iskusstvo resheniya problem [The Art of Solving Problems]. Translation from English by E. G. Kovalenko; Ed. by E. K. Maslovsky. Moscow: Mir, 1982. 224 p.

Belyy B. I. Test Rorshakha: praktika i teoriya [Rorschach Test: Practice and Theory]. St. Petersburg: Kaskad, 2005. 240 p.

Gorbunova I. B., Zalivadnyy M. S. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki: struktura i svoystva [The Complex Model of the Semantic Space of Music: Structure and Features]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 4, pp. 20–32. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.020-032.

Kandinskiy V. Tochka i liniya na ploskosti: K analizu zhivopisnykh elementov [Point and Line on a Plane: Towards the Analysis of Painting Elements]. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2005. 125 p.

Lapina A. P. Problemy vzaimodeystviya traditsionnykh i sovremennykh form v arkhitekture XXI veka [Issues of Interaction of Traditional and Modern Forms in Architecture of the 21st Century]. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review]. 2019. No. 12, pp. 77–79.

Leksina O. I. Lineychatye poverkhnosti v formoobrazovanii mobiley i stabiley Kenneta Martina [Ruled Surfaces in the Shaping of Mobiles and Stabilizers by Kenneth Martin]. Vestnik MGKhPA [Gerald of the MGHPA]. 2016. No. 1-1, pp. 284–291.

Pereverzeva M. V. Aleatornye kompozitsii na osnove traditsionnykh printsipov organizatsii [Aleatory Compositions Based on Traditional Principles of Organization]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki im. Gnesinykh [Scholarly Papers of the Russian Gnesins’ Academy of Music]. 2018. No. 4 (27), pp. 16–30.

Pereverzeva M. V. Tekhnika alea P'era Buleza: mezhdu poryadkom i khaosom [Pierre Boulez’s Alea Technique: Between Order and Chaos]. Opera Musicologica. 2019. No. 2 (40), pp. 22–40.

Pereverzeva M. V. Khoreograficheskaya aleatorika M. Kanningema v kontekste mobil'nykh proizvedeniy iskusstva [Choreographic Aleatory Technique by Merce Cunningham in the Context of Mobile Works of Art]. Vestnik Akademii russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoy [Bulletin of Vaganova Ballet Academy]. 2018. No. 4 (57), pp. 71–90.

Titkina A. A. «Zhivopis' deystviya» v kontekste abstraktnogo ekspressionizma [“Painting of Action” in the Context of Abstract Expressionism]. Gumanitarnye vedomosti Tul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni L. N. Tolstogo [Humanitarian Gazette Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy]. 2013. No. 3 (7), pp. 187–191.

Titova A. V. «Ach Golgatha!» Karela Guyvartsa v aspekte sinteza serializma, aleatoriki i minimalizma [“Ach Golgatha!” by Karel Goeyvarts in the Aspect of Synthesis of Serialism, Aleatory Technique and Minimalism]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2021. No. 1, pp. 182–192. DOI: 10.33779/2587-6341.2021.1.182-192.

Aksenova S. S., Kruglova M. G., Ovsyannikova V. A., Pereverzeva M. V., Smirnov A. V. Musical Hermeneutics, Semantics, and Semiotics. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, S 3, pp. 779–784.

Arnason H. Calder. Princeton: Van Nostrand & Co, 1971. 192 p.

Bambang S. Model and Concept in the Music Paradigm of Creativity. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 3, pp. 103–113. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3.103-113.

Falco F. Werkbund 1914–2014 and Weiβenhofsiedlung 1927–2017. Design as an exercise for the future. Proceedings: Bauhaus and the artschool of the avan-garde epoch. Moscow: S. Stroganov State Artistic Academy, 2019, pp. 36-40.

Mandelbrot J. Abstraction, action painting, ready-mades and all that. Leonardo. 2002. Vol. 35, No. 4, pp. 461–462.

Mayatskaya I., Yazyev B., Yazyeva S., Kulinich P. Building constructions: architecture and nature. MATEC Web of conferences: International Science Conference on Smart City. St. Petersburg: EDP Sciences, 2017, pp. 10–31.

Moulis A. Forms and techniques: Le Corbusier, the spiral plan and diagram architecture. Arq: architectural research quarterly. 2010. No. 14 (4), pp. 317–326.

Pereverzeva M. V. Musical mobile as a genre genotype of a newest music. Lietuvos muzikologija. 2013. No. 14, pp. 119–134.

Pereverzeva M. V., Anufrieva N. I., Kats M. L., Kazakova I. S., Umerkaeva S. S. Interdisciplinary approach to the mastering of the music of the 20th century. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, S 3, pp. 772–778.

Rose B. American Painting: Twentieth Century. Geneva; Paris; New York: Skira Booking International, 1995. 170 p.

The Dancer and the Dance. Merce Cunningham in Conversation with Jacqueline Lesschaeve. New York, London: Marion Boyars Publishers, 1991. 235 p.

Tuchman P. Calder’s playful genius. Smithsonian Magazine. 2001. No. 32 (2), pp. 82–90.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.2.008-021

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.