Симфонизм и сюитность в фортепианных концертах П. И. Чайковского

Dmitri V. Belyak

Аннотация


В статье рассматриваются особенности композиционной логики трёх фортепианных концертов Петра Ильича Чайковского. Основной проблемой выступает соотношение
в них черт симфонизма и сюитности, о котором в научной литературе существуют лишь отдельные суждения. Господство симфонической теории как «знака» композиционного совершенства в большинстве отечественных и зарубежных работ сформировало оценку Второго и Третьего концертов, как второстепенных в ряду позднеромантических концертных сочинений. Констатация в произведениях Чайковского значительной роли сюитности многими исследователями позволяет расставить новые акценты
в интерпретации произведений.
Результаты аналитической работы показывают, что симфонические черты в разной мере свойственны концертам Чайковского: это выражено в сохранении принципа цикличности, сонатности, интонационной «выводимости» тем. С другой стороны, автономность и непропорциональность сонатных аллегро, жанровая окрашенность отдельных частей цикла, автономизация партий солиста и оркестра за счёт многочисленных каденций – показатели сюитной логики. Различные сочетания этих качеств можно обнаружить во всех трёх сочинениях Чайковского, однако наиболее «аномальным» с позиции жанровой традиции оказывается Второй концерт, приближенный скорее к Концертной фантазии, чем к двум другим концертам. Таким образом, можно сделать вывод: сюитность свойственна фортепианным концертам Чайковского, и именно она определяет их уникальность. Противопоставление двух композиционных принципов можно трактовать в свете обращения композитора к ведущим европейским традициям – немецкой и французской, ставших основой его инструментального творчества.

Ключевые слова: Пётр Чайковский, фортепианный концерт, композиционная логика, симфонизм, сюитность, цикличность, западноевропейская традиция, жанровость.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseev A. D. Russkaya fortepiannaya muzyka. Konets XIX – nachalo ХХ v. [Russian Piano Music. The Late 19th and Early 20th Century]. Moscow: Nauka, 1969. 391 p.

Belyak D. V., Susidko I. P. Tretiy fortepiannyy kontsert P. I. Chaykovskogo i problema tsiklichnosti [Piotr Tchaikovsky’s Third Piano Concerto and the Issue of Cyclicity]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 65–74. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.2.065-074.

Klimovitskiy A. I. Petr Il'ich Chaykovskiy. Kul'turnye predchuvstviya. Kul'turnaya pamyat'. Kul'turnye vzaimodeystviya [Piotr Ilyich Tchaikovsky. Cultural Premonitions. Cultural Memory. Cultural Interactions]. St. Petersburg: Petropolis: Russian Institute of Art History, 2015. 424 p.

Kunin I. F. Ideal'neyshaya forma [The Most Perfect Structure]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1968. No. 11, pp. 113–116.

Kunin I. F. Chaykovskiy [Tchaikovsky]. Moscow: Molodaya gvardiya, 1958. 368 p.

Larosh G. A. P. I. Chaykovskiy [P. I. Tchaikovsky]. Izbrannye stat'i: v 5 vyp. [Selected Articles: In 5 Issues]. Comp. by G. B. Bernandt. Leningrad: Muzyka, 1975. Issue 2. 365 p.

Tumanina N. V. P. I. Chaykovskiy: Velikiy master. 1878–1893 gg. [Tchaikovsky: The Great Master. 1878–1893]. Moscow: LENAND, 2019. 504 p.

Chaykovskiy M. I. Zhizn' P. I. Chaykovskogo: v 3 t. [The Life of P. I. Tchaikovsky: In 3 Vol.] Moscow: Algoritm, 1997. Vol. 3. 617 p.

Chaykovskiy M. I. Pis'ma P. I. Chaykovskogo i S. I. Taneeva [The Letters of Piotr Tchaikovsky and Sergei Taneyev]. Comp. by M. I. Tchaikovsky. Moscow: P. Jurgenson Music Publishing House, 1916. 188 p.

Chaykovskiy P. I. Muzykal'nye esse i stat'i [Musical Essays and Articles]. Moscow: E, 2015. 448 p.

Brown D. Tchaikovsky: The Crisis Years (1874–1878). London: W.W. Norton & Company, 1983. 312 p.

Garden E. J. C. Three Russian Piano Concertos. Music and Letters. 1979. Vol. 60. No. 2, pp. 166–179.

Garden E. J. C. A Note of Tchaikovsky’s First Piano Concerto. The Musical Times. 1981. No. 122, pp. 238–239.

Horton J. Brahm’s Piano Concerto No. 2, Op. 83: Analytical and Contextual Studies. Leuven: Peeters, 2017. 368 p.

Koch J. M. Klavierkonzert des 19. Jahrhunderts und die Kategorie des Symponischen (Musik und Musikanschauung im 19. Jahrhundert: Bd. 8). Sinzig: Studio, 2001. 382 S.

Norris J. The Russian Piano Concerto, Vol. I: The Nineteenth Century. Bloomington, Indianapolis: Indiana univ. press, 1994. 228 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2021.1.163-172

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.