Взаимодействие тонально-гармонических и монодических принципов в мелодике Антона Брукнера (на примере Andante из Четвёртой симфонии)
Аннотация
В статье ставится вопрос о формировании особых функций, носителями которых выступают ступени, входящие в мелодическую линию. Для выявления таких функций используется метод квалификации мелодических устоев как главного, промежуточного, первого и второго побочного, разработанный автором и представленный в предыдущих публикациях. Объектом исследования выступают главная и побочная партия из второй части Четвёртой симфонии Антона Брукнера. Выявление баланса мелодических устоев сочетается в статье с традиционным функциональным анализом гармонической системы на этапе её перехода от мажоро-минора к хроматической, а также с «пост-шенкерианскими» методами анализа гармонии, подразумевающими выделение звуковысотных линий разных уровней значимости. В результате возникает трёхслойная аналитическая модель, где брукнеровская мелодия предстаёт и как самостоятельная линия со своими мелодическими функциями, и как компонент многоголосной музыкальной ткани, в которой складываются индивидуализированные гармонические структуры.
Ключевые слова: лад, устой и неустой, монодия, мелодия, мажоро-минор, терцовые отношения, модуляция, Антон Брукнер, Генрих Шенкер.
Полный текст:
PDFЛитература
Zakharov Yu. K. Ladovoe stroenie znamennykh stikhir XVII veka (na primere dogmatika pervogo glasa) [The Modal Structure of the 17th Century Znamenny Stichera (by the Example of a First Echos Dogmatikon)]. Iskusstvo muzyki. Teoriya i istoriya: elektronnyy zhurnal [The Art of Music: Theory and History: Electronic Journal]. No. 14, 2016, pp. 1–28. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/fe5/imti_2016_14_1_28_zakharov.pdf (25.09.2020).
Kulakovskiy L. V. K voprosu o stroenii narodnykh melodiy [Concerning the Question of the Structure of Folk Melodies]. Muzykal'noe obrazovanie [Musical Education]. 1928. No. 4/5, pp. 13–38; No. 6, pp. 16–38.
Kholopov Yu. N. Melodiya [Melody]. Muzykal'naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]. Vol. 3. Moscow, 1976. Col. 512–529.
Horton J. Form and Orbital Tonality in the Finale of Bruckner's Seventh Symphony. Music Analysis. 2018. Vol. 37, Issue 3, pp. 271–309. DOI: 10.1111/musa.12124.
Muniz J. A Tendency-Transformational Model of Enharmonic Modulations and Related Phenomena. Music Theory Spectrum. 2019. Vol. 41, Issue 1, pp. 1–20.
Pell N. Key Profiles in Bruckner’s Symphonic Expositions: “Ein Potpourri von Exaltationen”? Music Theory Online. 2018. Vol. 24, No. 1. URL: https://mtosmt.org/issues/mto.18.24.1/mto.18.24.1.pell.html (25.09.2020).
Ramirez M. J. Analytic Approaches to the Music of Anton Bruckner: Chromatic Third- Relations in Selected Late Compositions: Ph.D. Dissertation. In 2 Vols. Chicago, Illinois, 2009. 382 p.
Venegas G. Anton Bruckner Slow Movements: Dialogic Perspectives: Paper presented at the annual meeting of the SMT. Arlington, 2017.
DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.250-257
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.