Александр Немтин: Концерт для органа

Anton A. Rovner

Аннотация


Московский композитор Александр Немтин (1936–1999) в большей мере известен своей
завершённой версией «Предварительного Действа» Александра Скрябина, мистического
произведения, которое композитор планировал сочинить в последние годы своей жизни.
Но ему не было суждено это осуществить. В 1970 году Немтин взялся за проект его
восстановления и завершил его в 1996 году. Получилось громадное полотно из трёх частей для
оркестра, хора, солистов, фортепиано и органа. Менее известными остаются оригинальные
сочинения Немтина. Они написаны преимущественно в традиционном стиле. В гармонии
преобладает расширенная диатоника, фактура – в духе романтической инструментальной
музыки с умеренным внедрением неоклассических и более модернистских элементов ХХ
века. Среди произведений композитора есть крупное сочинение для органа соло – Концерт
для органа, написанный в 1963 году. Концерт по масштабности инструментальной фактуры,
многочастной формы, составляющей шесть неравных частей, и продолжительности звучания
около 40 минут, вполне оправдывает своё жанровое решение. Композитор опирается на
расширенную диатоническую тональность, дополненную множеством диссонантных
созвучий, представляет диалог с языком барокко, элементы стилизации Баха и других
барочных композиторов. Стилизация в Концерте для органа выражена особенно наглядно
через обращение к жанрам эпохи барокко – прелюдии, канону, хоралу, арии, ричеркару
и фуге. Концерт Немтина следует обширной традиции продолжительных по времени
крупномасштабных музыкальных произведений для соло органа и органа с оркестром.
Его академические, композиционные качества, широкое использование разновидностей
полифонической техники и следование известным жанрам эпохи барокко показывает
эстетическую близость немецкой органной традиции.
В своём инструментальном сочинении крупного жанра Александр Немтин проявил себя
как мастер крупной формы, способный мыслить в категориях масштабной драматургии,
продолжающей традиции симфонической музыки российских композиторов ХХ века.
Он остался в истории музыки не только как музыкант, воссоздавший скрябинское
«Предварительное Действо», но и как автор собственной оригинальной музыки.

Ключевые слова: Александр Немтин, Концерт для органа, органная музыка,
крупномасштабная форма, прелюдия, канон, ария, фуга, стилизация, стилевой диалог
с эпохой барокко.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Alekseyeva I. V., Sitdikova F. B. Otrazhenie ispolnitel'skoy praktiki barokko v figuratsionnom tematizme sol'nogo skripichnogo urteksta [Reflection of the Baroque Performance Practice in Figurative Thematicism of the Solo Violin Urtext]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No.3, pp. 53–61. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.3.053-061.

Bocharov Yu. S. Zhanry instrumental'noy muzyki epokhi barokko: uchebnoe posobie dlya pedagogov i studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy po spetsial'nosti 072901 “Muzykovedeie” [Genres of Instrumental Music of the Baroque Period: Tutorial Manual for Pedagogues and Students of Higher Educational Institutions related to the Major Studies 072901 “Musicology”]. Moscow: Moscow Conservatory, 2016. 231 p.

Voinova M. V. Organnaya muzyka vtoroy poloviny XX veka [Organ Music of the Second Half of the 20th Century]. Moscow: Kompozitor, 2017. 343 p.

Krivitskaya E. D. Istoriya frantsuzskoy organnoy muzyki [History of French Organ Music]. 2nd edition. Moscow: Kompozitor, 2010. 335 p.

Kyuregyan T. S. Forma v muzyke XVII–XX vekov [Form in Music from the 17th to the 20th Century]. Moscow: Sfera, 1998. 344 p.

Kreichi S. A. ANS prodolzhaet rabotat'. Interv'yu A. A. Rovnera s moskovskim elektronnym kompozitorom Stanislavom Kreichi [The ANS Synthesizer Continues to Work. A. A. Rovner’s Interview with Moscow-based Electronic Composer Stanislav Kreichi]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1999. No. 4, pp. 191–195.

Kuznetsov I. K. Polifonia v russkoy muzyke XX veka [Counterpoint in 20th Century Russian Music]. Moscow: Moscow Conservatory: DEKA-VS, 2012. 424 p.

Kurelyak A. A. Religioznaya simvolika v instrumental'noy muzyke Yu. Butsko: dis. … cand. iskusstvovedeniya [Religious Symbolism in the Instrumental Music of Yu. Butsko: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2006. 461 p.

Rovner A. A. Aleksandr Nemtin i Stanislav Kreichi – pervootkryvateli moskovskoy elektronnoy muzyki [Alexander Nemtin and Stanislav Kreichi – Pioneers of Moscow Electronic Music]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy ]. 2015. No. 2, pp. 50–53.

Rovner A. A. “Mgnovenya pyl rozhdaet vechnost'”. “Predvaritel'noe Deistvo” Skryabina v zavershennykh versiyakh Sergeya Protopopova i Aleksandra Nemtina [“The Ardour of the Moment is Generated by Eternity.” Scriabin’s “Prefatory Action” in the Completed Versions of Sergei Protopopov and Alexander Nemtin]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2005. No. 4, pp. 39–43.

Rovner A. A. “Predvaritel'noye Deystvo”: kompozitorskiye interpretatsii S. Protopopova i A. Nemtina [The “Prefatory Action”: Compositional Interpretations of Sergei Protopopov and Alexander Nemtin]. A. N. Skryabin v prostranstvakh kul'tury ХХ veka [Alexander Scriabin in the Spaces of 20th Century Culture]. Ed. by A. S. Skryabin. Moscow, 2009, pp. 273–281.

Simakova N. A. Kontrapunkt strogogo stilya i fuga. Kn. 1 [Strict Style Counterpoint and the Fugue. Book I]. Moscow: Moscow Conservatory: Kompozitor. 2013. 528 p.

Rovner A. A. The Music of Alexander Nemtin and Stanislav Kreichi for the ANS Synthesizer. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015. No.1, pp. 38–42. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.1.18.038-042.

Rovner A. A. Vocal and Choral Symphonies and Considerations on Text Representation in Music. IKONI / ICONI. 2020. No. 2, pp. 26–37. DOI: 10.33779/2658-4824.2020.2.026-037.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.130-144

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.