Уникальная эпоха европейской цивилизации. К 250-летию со дня рождения Бетховена

Alexander I. Demchenko

Аннотация


Время Бетховена – это в основном завершающий этап эпохи Просвещения, что хронологически можно обозначить как рубеж XVIII–XIX веков (1790-е и 1800-е годы).
В общеисторическом плане облик этого грандиозного периода определили два крупнейших события – Великая французская революция и наполеоновские войны. И именно в социально-политической сфере Франция выдвинула одну из четырёх ключевых фигур этого времени – фигуру Наполеона I. Другими такими фигурами рубежа XIX столетия должны быть признаны представители Германии Гегель (философия), Гёте (литературное творчество) и Бетховен (музыкальное искусство). В статье определяются по-разному проявившие себя черты духовного родства великого композитора с тремя другими из названных выдающихся личностей. Констатируя неординарный масштаб деятельности этих исторических лиц, можно утверждать, что время рубежа XVIII–XIX веков явилось уникальной эпохой европейской цивилизации.

Ключевые слова: рубеж XVIII–XIX веков, Бетховен и Гегель, Бетховен и Гёте.


Полный текст:

PDF

Литература


Verbitskaya G. Ya. Khudozhestvennyy konflikt kak model' filosofskogo osvoeniya deystvitel'nosti [Artistic Conflict as a Model of Philosophical Reclamation of Reality]. IKONI / ICONI. 2020. No. 1, pp. 108–120. DOI: 10.33779/2658-4824.2020.1.108-120.

Kirillina L. V. Bethoven. Zhizn' i tvorchestvo. V 2 t. [Beethoven. Life and Works: In 2 Vols.]. Moscow: Moscow Conservatory, 2009. Vol. 1. 535 p.; Vol. 2. 595 p.

Rollan R. Gete i Bethoven [Rolland R. Goethe and Beethoven]. Muzykal'no-istoricheskoe nasledie. V 8 vyp. Vyp. 6 [Musical and Historical Heritage. In 8 Issues. Issue 6]. Moscow: Tsentr gumanitarnykh initsiativ [Center of Humanitarian Initiatives], 2018. 208 p.

Serov A. N. Devyataya simfoniya Betkhovena, ee sklad i ee smysl [Beethoven's Ninth Symphony, its Structure and its Meaning]. Kriticheskie stat'i. T. 1 [Critical Articles. Vol. 1]. St. Petersburg: Tip. dep. udelov, 1892, pp. 483–491.

Geck M. Beethoven. London: Haus, 2003. 173 р.

Davies P. The Character of a Genius: Beethoven in Perspective. Westport, Conn.: Greenwood Press, 2002. 376 р.

DeNora T. Beethoven and the Construction of Genius: Musical Politics in Vienna, 1792– 1803. Berkeley, California: University of California Press, 1995. 232 р.

Dorfmüller K. (und andere) Ludwig van Beethoven. Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis. Revidierte und wesentlich erweiterte Neuausgabe des Werkverzeichnisses von Georg Kinsky und Hans Halm. Munich: Henle, 2014. 842 S.

Hatten R. Musical Meaning in Beethoven. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1994. 350 р.

Kropfinger K. Beethoven. Kassel: Bärenreiter, 2001. 334 S.

Rosen C. The Classical Style: Haydn, Mozart, Beethoven. New York: W. W. Norton, 1998. 560 р.

Sachs H. The Ninth: Beethoven and the World in 1824. London: Faber, 2010. 225 р.

Solomon M. Late Beethoven: Music, Thought, Imagination. Berkeley: University of California Press, 2003. 344 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.4.068-076

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.