Экранные изображения в современной опере: к проблеме обновления жанра на рубеже XX–XXI веков

Elena V. Kiseyeva

Аннотация


На рубеже XX–XXI веков оперный театр переживает череду брожений и перемен,
которые связаны с введением в оперный жанр новых тем, сюжетов и новых закономерностей
в построении оперного либретто, со становлением специфических драматургических
принципов, стилевыми открытиями. В статье акцентируется внимание на проблеме
изменений, произошедших в оперном жанре под влиянием новых медиа и искусства
перформанса. Автор подробно останавливается на освещении вопроса о том, какие
изменения происходят внутри оперного жанра под влиянием медиа, и чего хотят добиться
композиторы и режиссёры, применяя экранные изображения в оперных постановках.
В качестве материала исследования автор избирает оперные сочинения, в которых новации
связаны с характерным для перформанса расшатыванием границ между искусством и
действительностью, с отказом от закономерностей драмы, с усилением роли зрителя
в процессе конструирования концепции постановки. В статье рассмотрены оперы
Луи Андриссена, Стивена Райха, Филипа Гласса с позиций воплощения в них новых
драматургических закономерностей. В результате аналитических наблюдений автор
приходит к выводу о том, что события, внедряющиеся в драматургию оперного действия
посредством экранных изображений, выполняют смыслообразующие функции, связанные
с созданием эффекта суггестии, эффекта очуждения.

Ключевые слова: современная опера, новые медиа, экранные видеоизображения,
перформанс.


Полный текст:

PDF

Литература


Kiseev V. Yu. Performans i opernyy spektakl': tochki soprikosnoveniya [The Art of Performance and Opera Production: Points of Connection]. Muzykal'nyy teatr na rubezhe XX–XXI vekov: problema obnovleniya zhanrov [Musical Theater at the Turn of the 20th and 21st Centuries: The Issue of Modernization of Musical Genres]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory Publishing House, 2019, pp. 118–136.

Kiseeva E. V. Nekotorye dramaturgicheskie i kompozitsionnye osobennosti rannikh oper F. Glassa [Certain Dramaturgical and Compositional Peculiarities of the Early Operas of Philip Glass]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 3, pp. 58–64. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.058-064.

Shornikova A.V. Performativnye cherty dokumental'nogo muzykal'nogo video teatra Stiva Raykh [The Performative Features of Steve Reich’s Documentary Musical Video Theater]. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2020. No. 2, pp. 27–36. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.2.027-036.

Interview with Philip Glass by Jonathan Cott, 1995. Philip Glass, the official web site of Philip Glass. URL: http://www.glasspages.org/belle.html. (15.04.2011).

Reich S. Three Tales, Libretto. URL: https://www.stevereich.com/threetales_lib.html (15.02.2020).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.3.096-102

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.