Мелодика азербайджанских народных песен

Leila R. Zokhrabova

Аннотация


Азербайджанские народные песни, являясь одним из основных видов традиционной музыки, имеют богатый мелодический стиль. Эти произведения искусства, созданные ещё
в древние времена, оказали большое влияние и на мелодическое развитие других музыкальных жанров: мугамов дястгях, зерби-мугамов, мугамов малой формы, теснифов, рянгов и ашугской музыки. Исследуя и обнаруживая в песнях несколько видов мелодики, мы находим различные типы мелодического движения: опевания, секвенции, предъёмы, повторы. Основу народных песен составляют нисходящие мелодические движения, у которых главную роль имеет заключение предложения. При анализе народных песен выявляется вид секвенции, который мы можем назвать «секвенция внутри секвенции». Один из видов развития мелодии – это многократное повторение, в котором встречаются типы: точные, вариационные, секвенционные, секвенционно-вариационные и орнаментированные. Мелодический стиль и виды мелодии азербайджанских народных песен напрямую зависят от национальных ладовых основ. Тоника и основные устойчивые ступени семи азербайджанских ладов (раст, шур, сегях, чаргях, шюштер, баяты-шираз и хумаюн) с помощью опевания находят свою полную реализацию. Часто используемый вид мелодического развития – предъём тоже зависит от интонационных особенностей одного из национальных ладов (сегях).

Ключевые слова: азербайджанские народные песни, традиционная музыка, типы мелодии и секвенция в азербайджанской песне.


Полный текст:

PDF

Литература


Azerbaydzhanskaya muzykal'naya kul'tura [Azerbaijani Musical Culture]. Vol. 4. Baku: Nauka, 2019. 824 p. In Azerbaijani.

Belyaev V. M. Azerbaydzhanskaya narodnaya pesnya [Azerbaijani Folk Song]. O muzykal'nom fol'klore i drevney pis'mennosti [About Musical Folklore and Ancient Musical Notation]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1971, pp. 108–162.

Busygina M. V. Kul'tura Azerbaydzhana skvoz' prizmu sovremennogo izobrazitel'nogo iskusstva [The Culture of Azerbaijan through the Prism of Modern Visual Arts]. Vestnik Kemerovskogo Gosudarstvennogo Universiteta kul'tury i iskusstva [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Art]. 2019. No. 48, pp. 56–60.

Blokhina M. A. Stilizatsiya narodnoy pesni kak sovremennaya forma razvitiya narodnoy khudozhestvennoy kul'tury [Stylization of the Folk Song as a Contemporary Form of Development of Folk Artistic Culture]. Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel'stvo [Music in the Modern World: Scholarship, Pedagogy, Performance]. Tambov, 2016, pp. 299–305.

Vorob'eva S.N. Melodicheskiy komponent v srednevekovoy turetskoy ashykskoy poezii [The Melodic Component in Medieval Turkish Ashik Poetry]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of Saint Petersburg University]. 2013. Issue 2, pp. 55-59.

Gadzhibekov U. A. Osnovy Azerbaydzhanskoy narodnoy muzyki [The Fundamentals of Azerbaijani Folk Music]. Baku: Yazychi, 1985. 176 p.

Guseynova E. A. Azerbaydzhanskaya narodnaya muzyka v issledovaniyakh russkikh muzykovedov [Azerbaijani Folk Music in the Research Works of Russian Musicologists]. Baku: ELM, 2009. 138 p.

Gasanova Dzh. I. Teoreticheskie osnovy natsional'noy muzyki v tvorchestve Uzeira Gadzhibeyli [The Theoretical Foundations of National Music in the Work of Uzeyir Hajibayli]. Baku: Mars-print, 2009. 132 p.

Zokhrabov R. F. Azerbaydzhanskie tesnify [Azerbaijani Tesnifs]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1983. 328 p.

Ismaylov M. Dzh, Karagicheva L. V. Azerbaydzhanskaya narodnaya muzyka [Azerbaijani Folk Music]. Azerbaydzhanskaya muzyka: sb. st. [Azerbaijani Music: Compilation of Articles]. Moscow, 1961, pp. 5–61.

Mazel' L. A. O melodii [About Melody]. Moscow: Muzgiz, 1952. 299 p.

Miloserdova E. N. Melodiya kak sredstvo muzykal'noy vyrazitel'nosti, ee stroenie i evolyutsii v protsesse istoricheskogo razvitiya muzykal'nogo iskusstva [Melody as a Means of Musical Expression, its Structure and Evolution in the Process of Historical Development of the Art of Music]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnykh nauk [Bulletin of the Tambov State University. Humanities Series]. 2013, pp. 257–265.

Aqayeva S. B. Some Issues Cencerning Musical Performance Observed in the Treatise Magasid al-Adwar by Mahmoud bin Abdulaziz Maraghi. Magam Traditions Between Theory and Contemporary Musik Making. Istanbul: Pan-Yayıncılık, 2016, pp.1–9.

Baqirova S.Y. Musical Heritage of Azerbaijan in a Changing Cultural Historical Centext. Safeguarding Musical Heritage. Abu Dhabi, 2018, pp. 75–82.

Dadashzade Z.A. Mugham in Cultural Paradigm of Modern Azerbaijan. The Journal of Korean Music Edication Research. 2016. Vol.10, No. 2, pp. 277–297.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.186-194

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.