Постановки оперы Камиля Сен-Санса «Генрих VIII» на русской сцене конца XIX – начала XX века: диалог культур Россия – Франция

Zoya N. Knyaz

Аннотация


В данной статье на основе архивных материалов, музыкальной периодики и воспоминаний композитора рассматривается история постановки оперы Камиля Сен-Санса «Генрих VIII» в Большом театре (1897) и Опере И. С. Зимина (1911). На основе архивных материалов восстановлены детали постановки и восприятие оперы русской публикой. Конец XIX – начало XX века – эпоха тесного взаимопроникновения русского и французского оперных театров. С одной стороны, французская опера эпохи fin de siècle представляла собой объект пристального внимания русской публики, композиторов и музыкантов. С другой стороны, французские композиторы были заинтересованы в постановках в России и выступали
с концертами в Москве и Петербурге с целью популяризации своих произведений. К числу композиторов-космополитов, несомненно, можно отнести Шарля Камиля Сен-Санса, посетившего в течение своего творческого пути более 20 стран. Знакомство московской публики с Сен-Сансом как оперным композитором состоялось в 1897 году вместе с премьерой оперы «Генрих VIII» на сцене Большого театра. История английского короля Генриха VIII заинтересовала ведущие оперные театры как в России, так и во Франции, и постановка живо освещалась в музыкальной периодике. Критические статьи и воспоминания композитора и его современников предоставляют уникальную возможность сравнить восприятие русским и французским зрителем истории английского короля Генриха VIII.

Ключевые слова: Камиль Сен-Санс, французская историческая опера, музыкальная критика, «Генрих VIII».


Полный текст:

PDF

Литература


Gordeeva M. N. Khudozhniki Opery S. I. Zimina. K probleme stilisticheskogo raznoobraziya dekoratsionnykh resheniy: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Artists of S. I. Zimin’s Opera. Concerning the Issue of Stylistic Diversity of Scenery Solutions: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2012. 336 p.

Knyaz' Z. N. Istoricheskie opery «Genrikh VIII» i «Et'en Marsel'» Kamilya Sen-Sansa: novyy vzglyad na osnove literaturnogo naslediya kompozitora [The Historical Operas “Henry VIII” and “Etienne Marcel” by Camille Saint-Saens: A New View of the Foundation of the Composer's Literary Heritage]. Opera v muzykal'nom teatre: istoriya i sovremennost': materialy mezhdunar. nauch. konf. [Opera in the Musical Theater: History and Modernity: Proceedings of the International Scholarly Conference]. Ed. by I. P. Susidko; Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow, 2019. Vol. 1, pp. 443–450.

Chaykovskiy P. I. Muzykal'nye fel'etony i zametki: 1868–1876 [Tchaikovsky P. I. Musical Feuilletons and Notes: 1868–1876]. Moscow: LIBROKOM, 2016. 440 p.

Bonnerot J. C. Saint-Saëns (1835–1921): sa vie et son oeuvre. Paris: A. Durand et fils, 1922. 241 p.

Harding J. Saint-Saëns and His Circle. London: Chapman & Hall, 1965. 255 p.

Huebner S. French Opera at the Fin de siècle: Wagnerism, Nationalism, and Style. Oxford University Press, 2006. 526 p.

Macdonald H. Saint-Saëns and the Stage: Operas, Plays, Pageants, a Ballet and a Film. Cambridge University Press, 2019. 432 p.

Saint-Saëns C. Samson et Dalila: lettre de Saint-Saëns à un critique musical, La Tribune de Genéve, 1892. Camille Saint-Saëns: Écrits sur la musique et les musiciens, 1870–1921. Ed. by Soret M.-G. Paris: Vrin, 2012, pp. 278–281.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.156-165

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.