Хоровое письмо Карлхайнца Штокхаузена в гепталогии «Licht»

Alexander S. Ryzhinsky

Аннотация


Статья посвящена феномену хорового письма Карлхайнца Штокхаузена в его масштабном оперном проекте «Licht». Религиозно-философский базис сочинения, инициирующий превращение оперного театра в quasi-храмовое пространство, приводит к усилению драматургической роли хоровой музыки, что проявляется в усилении присутствия хора в оперном проекте (масштабные хоровые сцены встречаются во всех операх гепталогии) и в расширении его функций. Разнообразие видов изложения музыкального материала позволяет, тем не менее, выявить в качестве общей тенденции стремление к хоровой стереофонии, как в ситуации многоканального воспроизведения ранее записанного хорового материала («Unsichtbare Chöre»), так и в живом исполнении (практически все хоровые сцены гепталогии). Отдельное внимание уделено анализу вербальной основы хоровых сцен. Вместе с использованием собственных текстов Штокхаузен обращается
к духовной литературе христианства, иудаизма, индуизма, ислама. Объединение полиязычных разностилевых текстов в заключительной сцене «Hoch-Zeiten» символизирует духовное родство всего человечества. Важным техническим ресурсом становится использование элементов фонемной композиции, оказывающей непосредственное влияние на хоровую тембрику. Тембровая сторона сочинения привлекает внимание соединением элементов вокальной техники, уже использованных Штокхаузеном в предшествующих сочинениях (4 модификации вокального тремоло, глиссандо, речевое интонирование, Sprechgesang, пение на вдохе, щелчки языком и др.) с приёмами, типичными именно для партитуры «Licht». Среди последних – «цветной шум» («fabriges Rauschen»), йодль, «звук поцелуя» («Kußgeräusche»). Органичность подобного комплекса гарантируется единством концепции гепталогии Штокхаузена, оказывающей влияние не только на технику композиции, но и на сценографию и драматургическое решение оперного цикла.

Ключевые слова: Карлхайнц Штокхаузен, гепталогия «Свет», современная хоровая музыка, фактура, стереофония, хоровая тембрика, музыка и слово, фонемная композиция.


Полный текст:

PDF

Литература


Zenkin K. V. Germaniya [Germany]. Istoriya zarubezhnoy muzyki. XX vek [A History of Music Outside of Russia. The 20th Century]. Moscow: Muzyka, 2007, pp. 246–277.

Nono L. Tekst – Muzyka – Penie [Text – Music – Singing]. Slovo kompozitora (po materialam vtoroy poloviny XX veka): sb. trudov. Vyp. 145 [The Composer’s Word (On the Materials of the Second Half of the 20th Century): Compilation of Works. Issue 145]. Gnesins’ Russian Academy of Music. Moscow, 2001, pp. 36–50.

Obrist H. U. Kratkaya istoriya novoy muzyki [A Concise History of New Music]. Moscow: Ad Marginem Press, 2015. 280 p.

Predolyak A. A. Kontseptsiya «novoy» misterii v geptalogii «Svet» K. Shtokkhauzena [The Conception of the “New” Mystery in Stockhausen’s Heptalogy “Licht”]. Yuzhno-Rossiyskiy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2006. No. 3, pp. 138–145.

Ryzhinsky A. S. Ponyatie «Edinstvo» kak kontseptual'naya osnova organizatsii «Coro» L. Berio [The Concept of “Unity” as the Conceptual Basis of the Organization of Luciano Berio’s “Coro”]. Muzykovedenie [Musicology]. 2012. No. 8, pp.10–18.

Sannikova N. V. Opera SREDA iz tsikla SVET skvoz' prizmu khudozhestvennykh idealov i tvorcheskoy evolyutsii K. Shtokkhauzena: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Opera “Wednesday” from the Cycle “Light” through the Prism of Karlheinz Stockhausen’s Artistic Ideals and Creative Evolution: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2009. 214 p.

Draus A. Looking for Tradition in the Opera Cycle LICHT by Karlheinz Stockhausen. The Musical Legacy of Karlheinz Stockhausen: Looking Back and Forward. Ed. by M. J. Grant and I. Misch. Hofheim: Wolke Verlag, 2016, pp. 116–122.

Humięcka-Jakubowska J. Inspirations in Reflection and Creativiness. Karlheinz Stockhausen – György Ligeti – Luigi Nono – Luciano Berio – Iannis Xenakis. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 201 p.

Maconie R. Other Planets. The Music of Karlheinz Stockhausen. Lanham, Maryland, Toronto, Oxford: The Scarecrow Press, Inc., 2005. 579 p.

Stockhausen K. HOCH-ZEITEN für chor. 5 Szene vom SONNTAG aus LICHT: Partitur für szenische oder quasi konzertante Aufführungen. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2004. 126 S.

Stockhausen K. STERNKLANG. Stockhausen K. Texte zur Musik. Band 4. 1970–1977. Köln: DuMont Buchverlag, 1978, S. 170–180.

Stoïanova I. Karlheinz Stockhausen “Je suis les les sons…” Paris: Éditions Beauchesne, 2014. 356 p.

Ulrich T. Moral und Übermoral in Stockhausens LICHT. Internationales Stockhausen- Symposion 2000: LICHT. Musikwissenschaftliches Institut der Universität zu Köln. Herausgegeben von Imke Misch und Cristoph von Blumröder. Münster: Lit Verlag, 2004, S. 74–88.

Ulrich T. Stockhausens Zyklus LICHT. Ein Opernführer. Köln, Wemar, Wien: Böhlau Verlag, 2017. 481 S.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.084-097

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.