Признаки ансамблевого музицирования в сольном скрипичном тексте западноевропейского барокко

Irina V. Alexeyeva, Flyura B. Sitdikova

Аннотация


Появление сольных скрипичных произведений профессиональной музыки XVI–XVIII веков тесно связано с эволюцией ансамблевых объединений, где смычковые инструменты занимали важные позиции. Здесь шлифовались приёмы исполнения, формировался интонационно-лексический «словарь» скрипки, который запечатлел её многофункциональность. Постепенно она становилась самостоятельным инструментом со своей собственной спецификой. Скрипичный инструментализм культивировал уникальные технические, акустические и интонационно-выразительные характеристики, доводя их до совершенства. Вместе с тем, в различные периоды барокко эволюция жанров скрипичной музыки, и шире, инструментальной, протекали в тесном взаимодействии. В этой связи неизбежными были процессы взаимообогащения, миграции и адаптации смысловых структур из ансамблево-оркестровых сочинений. Они являлись универсальными «скрепами», организующими единый музыкальный текст инструментальных произведений. При этом текст сольных сочинений как автономный в структурно-смысловом отношении феномен и текст скрипичной партии в ансамблевых сочинениях – часть ансамблевой партитуры образованы по принципу подобия.

Ключевые слова: скрипичный уртекст, музицирование, знаки-образы, барокко, ансамблевые и сольные сочинения.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseeva I. V. Nekotorye osobennosti tematizma passakalii barokko (v organnoy, klavirnoy i kamerno-instrumental'noy traditsii) [Certain Features of Thematicism in the Baroque Passacaglia (in the Organ, Clavier and Chamber Music Tradition)]. Semantika starinnogo urteksta: sb. statey [The Semantics of the Early Urtext: A Compilation of Articles]. Ed. by L. N. Shaymukhametova. Ufa, 2002, pp. 54–69.

Arbeau T. Orkezografiya, ili Traktat o tantse v forme dialoga, s pomoshch'yu kotorogo kazhdyy mozhet legko izuchit' blagorodnoe iskusstvo tantsa i praktikovat'sya v nyom, napisannyy Tuano Arbo, zhitelem Langra [Orcheography, or A Treatise on Dance in the Form of Dialogue, With the Aid of which Anyone Can Easily Learn and Practice the Noble Art of Dance, Written by Thoinot Arbeau, a Resident of Langres]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1999. No. 1, pp. 135–142; No. 2, pp. 119–126.

Bocharov Yu. S. Uvertyura v epokhu barokko [The Overture in the Baroque Era]. Moscow: Kompozitor, 2005. 280 p.

Braudo I. A. Ob organnoy i klavirnoy muzyke [About Organ and Clavier Music]. Leningrad: Muzyka, 1976. 152 p.

Danilova Ya.Yu. Akusticheskie obrazy quasi-ansamblevogo muzitsirovaniya v medlennoy chasti klavirnoy Sonaty V. A. Motsarta B dur, K. 570 [The Acoustic Images of Quasi-Ensemble Music-Making in the Slow Section of Mozart’s Clavier Sonata in B-flat Major, К. 570]. IKONI / ICONI. 2019. No. 3, pp. 27–37. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.3.027-037.

Kuznetsova N. M. Kreativnaya rabota s klavirnym tekstom instruktivnykh sochineniy I. S. Bakha [Creative Work with Clavier Text in J. S. Bach’s Instructive Compositions]. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, 2015.140 p.

Kurth E. Osnovy linearnogo kontrapunkta [The Foundations of Linear Counterpoint]. Moscow: Muzgiz, 1931. 304 p.

Petrash A. Sol'naya smychkovaya sonata i syuita do Bakha i v tvorchestve ego sovremennikov [The Solo Sonata and Suite for Bowed String Instruments before Bach and in the Music of his Contemporaries]. Voprosy teorii i estetiki muzyki [Questions of Theory and Aesthetics of Music]. Leningrad: Muzyka, 1974. Issue 13, pp. 163–186.

Sitdikova F. B., Alekseeva I. V. Skripichnyy tekst v sol'nykh i ansamblevykh sochineniyakh zapadnoevropeyskogo barokko [The Violin Musical Text in Solo and Ensemble Compositions of the Western European Baroque]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov, 2015. 240 p.

Yur'ev A. Yu. Ocherki istorii i teorii smychkovoy kul'tury skripacha: iz tvorcheskogo naslediya skripichnogo pedagoga [Essays on the History and Theory of the Bowed String Instrument Culture of the Violinist: From the Creative Heritage of the Violin Teacher]. St. Petersburg: Ut, 2002. 280 p.

Yavorsky B. L. Syuity Bakha dlya klavira. Nosina V. B. O simvolike «Frantsuzskikh syuit» I. S. Bakha [Yavorsky B. L. Bach’s Suites for the Clavier. Nosina V. B. About the Symbolism of J. S. Bach’s “French Suites”]. Moscow: Klassika-XXI. 2006. 153 p.

Boyden D. The History of Violin Playing from its Origins to 1761 and its Relationship to the Violin and Violin Music. Oxford University Press, 1990. 636 p.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.

Wronski T. Sonaty i partity J. S. Bacha na skrzypce solo: stadium edytorskie i wykonawcze. Kraków: PWM, 1970. 123 s.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.2.055-064

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.