Музыкальная культура Саратова в первой четверти ХХ века и деятельность Фёдора Пальчинского

Irina V. Polozova

Аннотация


В центре внимания автора статьи – культурная практика Саратова, как один из релевантных
примеров развития музыкального быта в российской провинции в первой четверти ХХ века.
В работе показано, что Саратов к началу ХХ столетия был одним из крупных культурных
центров со сложившимися традициями, в том числе и в области концертной практики. На
примере творческой деятельности Фёдора Пальчинского – саратовского оперного режиссёра,
организатора оперных трупп, музыкального критика и общественного деятеля показаны
ведущие идеи в области музыкальной практики рассматриваемого времени, а именно:
популяризация творчества отечественных композиторов; реализация дидактической
функции музыкально-театрального искусства; ориентация на местные исполнительские
силы и молодёжный состав исполнителей; стремление к высокому качеству исполнения;
стремление придать музыкальному искусству общедоступный характер. На реализацию этих
художественных установок были направлены основные творческие проекты Пальчинского:
создание «Саратовско-Харьковской Русской оперы», «Товарищества Общедоступной
оперы», «Передвижного театра», многочисленные рецензии в периодической печати,
отражающие программу и уровень исполнительской практики. В статье показано, что идеи
Пальчинского претерпевали корректировку, адаптировались, решая задачи своего времени.
В его творческой жизни неуклонно развиваются тенденции демократизации музыкальной
практики, просветительства, он ищет иные формы существования музыкального театра,
обращаясь к эстетике «революционного театра», таким образом отвечая новым социальным
задачам.

Ключевые слова: музыкальный театр, Саратов, Фёдор Пальчинский, музыкальная
критика, русская опера.


Полный текст:

PDF

Литература


Demchenko A. I., Demchenko G. Yu. «Zolotoy fond» stolitsy Povolzh'ya: ocherki muzykal'noy kul'tury Saratova [The “Golden Fund” of the Capital of the Volga Region: Essays on the Musical Culture of Saratov]. Saratov: Saratovtele-fil'm: Dobrodeya, 2015. 240 p.

Dyakonov V. A. Litsedei, pevchie, muzykanty: iz istorii saratovskikh teatrov [Actors, Singers, Musicians: From the History of Saratov Theaters]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1991. 224 p.

Kozlyakov V. N., Sevast'yanova A. A. Kul'turnaya sreda provintsial'nogo goroda [The Cultural Milieu of a Provincial City]. Ocherki russkoy kul'tury XIX veka. V 6 t. T. 1. Obshchestvenno-kul'turnaya sreda [Essays of 20th Century Russian Culture. In 6 Vol. Vol. 1. Social and Cultural Milieu]. Moscow, 1998, pp. 125–202.

Manzhora B. G. Saratovskiy akademicheskiy teatr opery i baleta. [The Saratov Academic Theatre of Opera and Ballet]. Saratov: Detskaya kniga, 1996. 324 p.

Polozova I. V. The History of the Formation and Development of the Saratov Section of the Imperial Russian Musical Society. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 167–172. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.167-172.

Polozova I. V. Repertuar provintsial'nogo muzykal'nogo teatra v kontse XVIII – nachale XX veka na primere Saratova [Repertoire of the Provincial Musical Theater from the Late 18th Century to the Early 20th Century by the Example of Saratov]. Vestnik Saratovskoy konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Gazette of the Saratov Conservatory. Questions of Art History]. 2019. No. 2 (4), pp. 55–61.

Porfirieva E. V. The Kazan Section of the Imperial Russian Musical Society and its Role in the Development of the Musical Culture of the Volga-Kama Region. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 161–166. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.161-166.

Khanetskiy V. E. Otzvuchavshee… [What has Ceased to Sound]. 2nd Edition, Revised and Supplemented. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2018. 674 p.

Bloechl O. Opera and the Political Imaginary in Old Regime France. The University of Chicago Press, Ltd.: London, 2017. 286 р.

Dabayeva I. P. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Development of the Choral Culture of the Turn of the 19th and 20th Centuries. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 106–112. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.106-112.

Everist M. The Music of Power: Parisian Opera and the Politics of Genre, 1806–1864. Journal of the American Musicological Society. 2014. Vol. 67, No. 3, pр. 685–734.

Gur G. Music and “Weltanschaung”: Franz Brendel and the Claims of Universal History. Music & Letters. 2012. Vol. 93, No. 3, pp. 350–373.

Wang J. Classical Music: a Norm of “Common” Culture Embedded in Cultural Consumption and Cultural Diversity. International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. 2016. Vol. 47, No. 2, pр. 195–205.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.140-150

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.