Традиции и новаторство в творчестве джазовых скрипачей рубежа XX–XXI веков Джо Венути и Давида Голощёкина

Marina L. Zaitseva, Regina R. Budagyan, Alexei I. Chekmenev

Аннотация


XX век характеризуется появлением множества музыкальных направлений, среди
которых джаз оказывается наиболее жизнестойким и устойчивым к смене культурных
парадигм. Джаз на протяжении всего столетия сохранил присущую ему систему
выразительных средств и в то же время выявил способность к интеграции с другими
музыкальными стилями. Уникальность джаза заключается в том, что он не является только
частью музыкального искусства, не исчерпывается специфической лексикой (мелодикой,
гармонией, ритмом, фактурой), а включает в себя множество характерных внемузыкальных
качеств (визуальность, коммуникативность, артистизм поведения музыкантов на сцене и т. д.).
Исполнительское искусство джазовых скрипачей рубежа XX–XXI веков Джо Венути
и Давида Голощёкина способствует утверждению скрипки в качестве полноправного
инструмента джазовых коллективов наравне с традиционными – саксофоном, трубой,
флюгельгорном и др. Творческая деятельность музыкантов способствовала как расширению
традиционных рамок джазового исполнительства, так и обогащению скрипичного искусства
инновационными штриховыми и тембральными приёмами игры.

Ключевые слова: джазовое скрипичное исполнительство, Джо Венути, Давид Голощёкин.


Полный текст:

PDF

Литература


Balin A. P. Traditsii orkestra dukhovykh instrumentov v evolyutsii dzhaz-benda: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Traditions of the Wind Orchestra in the Evolution of the Jazz Band: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-na-Donu, 2009. 24 p.

Begovatova M. A. Sovremennoe ispolnitel'stvo na saksofone v aspekte rasshireniya zvukovykh vozmozhnostey instrumenta: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Contemporary Performance on the Saxophone in Terms of Expanding the Instrument’s Sound Capabilities: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kazan, 2012. 26 p.

Belova M. V. Skripichnoe dzhazovoe ispolnitel'stvo kak yavlenie sovremennoy muzykal'noy kul'tury [Violin Jazz Performance as a Phenomenon of Contemporary Musical Culture]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Gazette of the Chelyabinsk State Academy of Culture and the Arts]. 2006. Vol. 2 (10), pp. 101–105.

Goloshchekin D. Interv'yu «Sving Beloy nochi» [Interview of the “White Night Swing”]. Fontanka [Fontanka]. URL: http://www.fontanka. ru/2001/06/29/64366/ (15.12.2018).

Zaytseva M. L. Specifika ponimaniya kategorii vremeni i ee vzaimosvyazi s ideyami sinestezii [The Specificity of Understanding the Category of Time and Its Relationship with the Ideas of Synesthesia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Gazette of Moscow State University of Culture and Arts]. 2010. Issue 5 (37), pp. 27–33.

Zaytseva M. L., Budagyan R. R. Dzhaz i sovremennoe skripichnoe iskusstvo [Jazz and the Contemporary Art of Violin Performance]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Disciplines, Cultural Studies and Art History. Theory and Practice]. 2017. No. 12 (86). In 5 parts. Part 4, pp. 71–75.

Zaytseva M. L., Budagyan R. R. Dzho Venuti i ego znachenie v razvitii dzhazovogo iskusstva XX veka [Joe Venuti and his Importance in the Development of the 20th Century Art of Jazz]. Colloquium-journal. 2019. No. 5 (29), pp. 16–18.

Zaytseva M. L., Budagyan R. R. Sintez akademicheskikh i neakademicheskikh traditsiy ispolnitel'stva v sovremennom skripichnom iskusstve [The Synthesis of Academic and Non-academic Traditions of Performing in the Contemporary Art of Violin Performance]. Muzyka i vremya [Music and Time]. 2019. No. 2, pp. 21–25.

Kazanskaya T. N. Traditsionnoe iskusstvo russkikh narodnykh skripachey: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Traditional Art of Russian Folk Violinists: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1991. 31 p.

Livshits D. R. Fenomen improvizatsii v dzhaze: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Phenomenon of Jazz Improvisation: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Nizhny Novgorod, 2003. 26 p.

Lototskaya O. Sem' samykh izvestnyh dzhazovykh muzykantov [Seven of the Most Famous Jazz Musicians]. URL: http://music-education.ru/7-samyh-izvestnyh-dzhazovyh-muzykantov/ (01.03.2017).

Meshkova A. S. Between Composition and Improvisation: About the Form of Existence of Music at the Intersection of Cultural Traditions. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2018. No. 2, pp. 32–39. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.032-039.

Polishchuk N. A. Literaturnyy dzhaz kak narrativnaya i ekspressivnaya strategiya amerikanskoy literatury (na primere tvorchestva Toni Morrison) [Literary Jazz as a Narrative and Expressive Strategy of American Literature (On the Example of Tony Morrison)]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Gazette of the Udmurt University]. 2010. No. 4, pp. 104–110.

Serdyukov A. A. Traditsii improvizatsii v sovremennoy akademicheskoy kul'ture: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Traditions of Improvisation in the Contemporary Academic Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2017. 34 p.

Strokova E. V. Dzhaz v kontekste massovogo iskusstva: k probleme klassifikatsii i tipologii iskusstva: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Jazz in the Context of Mass Art: Concerning the Issue of Classification and Typology of Art: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2002. 19 p.

Feyertag V. Genezis populyarnosti: Interv'yu Davida Goloshchekina [The Genesis of Popularity: An Interview with David Goloshchekin]. URL: http://www.cult-and-art.net/music/41697-dzhazovoe_otechestvo (10.10.2017).




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.122-129

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.