Интерпретация поэзии Рене Шара в «Молотке без мастера» Пьера Булеза

Natalia P. Khilko

Аннотация


В статье представлены результаты исследования трёх стихотворений Рене Шара из
сборника «Молоток без мастера», ставших литературной основой одноимённого вокально-
инструментального цикла Пьера Булеза. Включена информация о сборнике «Le Marteau sans
maître» Шара, дана краткая стилевая характеристика избранных поэтических миниатюр. На
основе проделанного анализа семантических полей предложена интерпретация содержания
стихотворений «Разъярённое ремесленничество» («L'artisanat furieux»), «Прекрасное здание
и предчувствия» («Bel édifice et les pressentiments») и «Палачи одиночества» («Bourreaux
de solitude»). Установлены парадигматические и синтагматические связи, объединяющие
эти поэтические тексты в цикл.
Другой аспект исследования касается приёмов вокализации Булезом стихов Шара
в плане возможной передачи их содержания в условиях музыкального текста. В этой связи
рассматриваются III, V, VI и IX части цикла. Посредством силлабического и мелизматического
распева слов, необходимого преобразования поэтического синтаксиса, изменения
композиции стихов, разноплановой фактуры, инструментовки Булез, в зависимости от
творческой задачи, усложняет или облегчает восприятие вербального текста. Его смысл
на уровне вокальной партии разъясняется дифференциацией артикуляции в диапазоне от
певучей кантилены до Sprechstimme, тембровой нюансировкой, звукоизобразительными
средствами, интонационными реминисценциями.

Ключевые слова: вокальная музыка, Пьер Булез, Рене Шар, «Молоток без мастера».


Полный текст:

PDF

Литература


Basharina A. K. Ponyatie «semanticheskoe pole» [The Concept of the “Semantic Field”]. Vestnik YaGU [Gazette of the Yakutsk State University]. 2007. Vol. 4. No. 1, pp. 93–96.

Bulez P. Zvuk i slovo [Boulez P. The Sound and the Word]. Bulez P. Orientiry I. Voobrazhat'. Izbrannye stat'i [Boulez P. Orientations I. Selected Articles]. Tr. by B. Skuratov. Moscow, 2004, pp. 128–134.

Bulez P. Sonata «chego ty khochesh' ot menya» [Sonata “What do you want from me”]. Bulez P. Orientiry I. Izbrannye stat'i [Boulez P. Guidelines I. Selected Articles]. Translated by B. Skuratov. Moscow, 2004, pp. 135–150.

Bulez P. Poeziya – tsentr i otsutstvie – muzyka [Poetry – Centre and Absence – Music]. Bulez P. Orientiry I. Voobrazhat'. Izbrannye stat'i [Boulez P. Guidelines I. Selected Articles]. Translated by B. Skuratov. Moscow, 2004, pp. 173–195.

Velikovskiy S. Raymon Keno. Anri Misho, Zhan Tard'e, Rene Shar. Vstupitel'naya stat'ya [Raymond Queneau. Henri Michaux. Jean Tardieu. René Char. Introductory Article]. Raymon Keno. Anri Misho. Zhan Tard'e. Rene Shar [Raymond Queneau, Henri Michaux, Jean Tardieu, René Char]. Moscow: Progress. 1973, pp. 3–28.

Kar'er Zh.-K., Eko U. Ne nadeytes' izbavit'sya ot knig! Interv'yu Zh.-F. de Tonnaka [Carrière J.-C., Eco U. Do Not Expect to Get Rid of Books! Interview with J. F. de Tonnac]. Translation from French and notes by O. Akimova. St. Petersburg: Simpozium, 2010. 336 p.

Petrusyova N. A. P'er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal'noy kompozitsii: issledovanie [Pierre Boulez. The Aesthetics and Technique of Musical Composition. A Research]. Moscow; Perm: Real, 2002. 350 p.

Rudnev V. P. Tema nog v kul'ture [The Theme of Legs in Culture]. Sludia metrica et poetica: sb. st. pamyati Petra Aleksandrovicha Rudneva [Sludia Metrica et Poetica: Collection of Articles in Memoriam Peter Rudnev]. St. Petersburg: Humanitarian Agency “Academic project”, 1993, pp. 309–322.

Adamowicz E. J. A Study of Form and Structure in Pierre Boulez's Pli selon Pli: A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree in Doctor of Philosophy. The University of Western Ontario, 2015. 270 p.

Boulez P. Preface. Boulez P. Le Marteau sans Maitre pour voix d’alto et 6 instruments. Poèmes de Pené Char. Philarmonia Partituren in der Universal Edition. Wien-London: Editio Musica Budapest, pp. 4–6.

Char R. Le marteau sans maître. URL: http://ttyemupt.t.t.f.unblog.fr/files/2012/10/char_le_marteau_sans_maitre-05.pdf

(10.01.2020).

Char M.-C. Avant-propos. Char R. Le Marteau sans maître suivi de Moulin premier. Édition de Marie-Claude Char. Postface d'Yves Battistini. Collection Poésie/Gallimard (n°375), Gallimard, 2002.

URL: http://www.gallimard.fr/Catalogue/GALLIMARD/Poesie-Gallimard/Le-Marteau-sans-maitre-suivi-de-Moulin-premier (13.01.2020).

Lancaster R. Poetic Illumination René Char and his Artist Allies. Amsterdam; New York, 2010.

URL: https://ru.scribd.com/document/366063455/Faux-titre-357-Char-Rene-Lancaster-Rosemary-Poetic-illumination-Re-ne-Char-and-his-artist-allies-Rodopi-2010-pdf (13.10.2020).

Winick S. D. Symmetry and Pitch-Duration Associations in Boulez' Le Marteau sans maître. Perspectives of New Music. 1986. 24, No. 2 (Spring), pp. 280–321.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.029-042

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.