Древнерусский распев и современное композиторское творчество: типология сопряжений

Elena E. Lobzakova

Аннотация


Трансмиссия православной культовой монодии в отечественном социокультурном
пространстве, сопровождающаяся постепенным освобождением от исходной тесной связи
с обрядовой деятельностью и нарастанием значимости как художественного явления,
обусловила её претворение современными композиторами в разных функциональных,
стилевых и жанровых условиях. Всё многообразие форм сопряжения древнерусского распева
и авторского текста, исследование которых может осуществляться в социокультурном,
жанрово-стилевом, музыкально-лексическом, семиотическом ракурсах, может быть
выстроено в определённую систему типологий, которая является предметом рассмотрения
в данной статье. Каждая из предлагаемых типологических схем определяется критерием,
в качестве которого выступает целевая установка автора, его творческий метод, функция,
которую выполняет распев в тексте нового художественного объекта, механизмы
его адаптации. В совокупности они формируют многоуровневую классификацию,
организованную по перекрёстному принципу. Её разработка реализует не только задачу
систематизации и обобщения накопленного в течение второй половины XX – начала XXI
века объёмного музыкального материала, но и аналитического осмысления сущностных
характеристик явлений и процессов, происходящих в результате «прорастания» артефакта
средневековой духовно-музыкальной культуры в современной композиторской практике.

Ключевые слова: православная музыкальная культура, древнерусский распев, культовая
монодия, духовная музыка.


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovskiy M. G. Muzykal'nyy tekst: struktura i svoystva [The Musical Text: Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 343 p.

Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Miroshnichenko L. A., Titkova T. N. About the Pitch Organization of the Znamenny Chant in the Aspect of Deciphering. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 7–14. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.007-014.

Gulyanitskaya N. S. Poetika muzykal'noy kompozitsii: Teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzyki ХХ veka [The Poetics of Musical Composition: Theoretical Aspects of 20th Century Russian Sacred Music]. Moscow: Yazyki slavianskoy kul'tury, 2002. 430 p.

Kuz'menkova O. A. Stilevoe modelirovanie v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov 70–90-kh godov XX veka (simfonicheskaya i instrumental'naya muzyka): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Style Modeling in the Works of Russian Composers of the Eras Between the 1970s and the 1990s (Symphonic and Instrumental Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2004. 24 p.

Lobzakova E. E. Retseptsiya v muzykoznanii: k voprosu ispol'zovaniya termina [Reception in Musicology: Concerning the Issue of Applying the Term]. Iuzhno-Rossiiskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Antology]. 2015. No. 3 (7), pp. 5–10.

Novoselova L. A. Mysli vslukh v vodovorote vremeni. A. Eshpay [Thoughts Aloud in the Maelstrom of Time. Andrei Eshpay]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 1995. No. 3, pp. 1–9.

Urvantseva O. A. Stilevoe modelirovanie v dukhovno-kontsertnoy muzyke russkikh kompozitorov XIX–XX vekov: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [Style Modeling in the Sacred Concert Music of Russian Composers of the 19th and 20th Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Magnitogorsk, 2011. 37 p.

Khvatova S. I. Pravoslavnaya pevcheskaya traditsiya na rubezhe XX–XXI stoletiy: avtoref. dis. … d-ra iskusstvovedeniya [The Tradition of Orthodox Chant at the Turn of the 20th and the 21st Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Rostov-on-Don, 2011. 42 p.

Carroll T. The Ethics of Orthodoxy as the Aesthetics of the Local Church. Aesthetics and Ethics: Anthropological Perspectives. 2017. Volume 7, Issue 2, pp. 353–371. DOI: 10.1080/21500894.2017.1292310.

Sirbu A. The “Spirit” of the Old Communion Chants: Artes. Journal of Musicology. 2018. No. 17–18, pp. 1–23. DOI: 10.2478/ajm-2018-0001.

Willert T., Molokotos-Liederman L. Innovation in the Orthodox Christian Tradition. London: Routledge, 2012. 298 p. DOI: 10.4324/9781315588650.




DOI: http://dx.doi.org/10.33779/2587-6341.2020.1.007-014

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.