Музыка победных праздников XVIII–XIX веков

Vera N. Dyomina

Аннотация


В зарубежной и отечественной науке сохраняет актуальность тенденция пересмотра наиболее значимых явлений истории и культуры в свете «переоценки прошлого» и «обоснования курса будущего». Преобладает критический взгляд на официальные праздники как инструмент государственной политики, ориентированный на корректировку мировоззренческих представлений народа в направлении, предполагающем разрыв связей с предшествующей традицией.
Важнейшими государственными праздниками, развитие которых не прерывалось более трёхсот лет, являются победные. Исследование победных торжеств в исторической динамике показало трёхэтапность процесса становления, трансформации и возрождения. Структура победного праздника складывается из стабильных элементов (церковные и воинские ритуалы и церемониалы) и мобильных (массовые развлечения и зрелища). Музыка, как неотъемлемая составляющая всех частей праздника, образует каркас, поддерживающий многомерность пространственно/временного континуума ритуальных и игровых форм действа. Она участвует в создании концептосферы праздника и формирует необходимые условия для трансляции культурных ценностей.

Ключевые слова: музыкальное искусство, победный праздник, официальное торжество, динамика отечественной культуры.


Полный текст:

PDF

Литература


Gayda F. A. «Za Veru, Carya i Otechestvo»: k istorii znamenitogo voinskogo deviza [“For Faith, the Tsar and the Fatherland”: Concerning the History of the Well-Known Military Motto]. Russkoe samoderzhanie: proshloe, nastoyashchee i budushchee monarkhii v Rossii [Russian Autocracy: The Past, Present and Future of Monarchy in Russia]. URL: http://www.pravoslavie.ru/61882.html (15.07.2019).

Zadonshchina [Zadonshchina]. Biblioteka literatury Drevney Rusi [Library of Literature of Ancient Russia]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4980 (15.07.2019).

Rol'f M. Sovetskie massovye prazdniki [Soviet Mass Holidays]. Translation from the German by V. T. Altukhov. Moscow: Russian Political Encyclopedia [ROSSPEN]: Fund of the First President of Russia Boris N. Yeltsin. 2009. 439 p.

Slovo o polku Igoreve [The Song of Igor’s Campaign]. Edition of the Ancient Russian text and the Translation by S. Shambinago and V. Rzhiga; S. Shervinsky and Georgy Shtorm’s translations; Introductory article and Commentaries by V. Rzhiga and S. Shambinago; Edition and introductory Article by B. Nevsky. Moscow; Leningrad: Academia, 1934. 295 p. (Russian Literature; Monuments of Ancient Russian Literature).

Hayes N., Hill J. Millions Like Us? British Culture in the Second World War Hardcover. Liverpool: Liverpool University Press, 1999. 240 p.

Hughes C. B. The Origin of the First Russian Patriotic Oratorio: Stepan Anikievich Degtiarev’s Minin i Pozharskii (1811). Ph.D. University of North Carolina, Chapel Hill, 1984. 520 p.

Military Music and Tradition in Imperial Russia. Brandenburg Historica’s Online Store: on August 24, LLC. 2014. URL: http://stores.militaryhistoryshop.com/blog/military-music-and-tradition-inimperial-russia/ (15.07.2019).

Ostrowski D. «Moscow the Third Rome» as Historical Ghost. Byzantium: Faith and Power (1261–1557). Perspectives on Late Byzantine Art and Culture. Edited by Sarah T. Brooks. (The Metropolitan Museum of Art Symposia). New Haven: Yale University Press, 2006, pp. 170–179.

Ritzareva M. Eighteenth-century Russian Music. Aldershot; Burlington: Ashgate, 2006. 387 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.120-126

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.