Варианты нотного текста Сонаты для фортепиано № 1 Сергея Рахманинова

Arseny N. Merzlov

Аннотация


Несмотря на всё более возрастающий интерес к музыке Сергея Рахманинова, в его фортепианном творчестве до сих пор остаются произведения не в полной мере изученные.
К таким сочинениям относится Соната для фортепиано № 1 ор. 28 d moll. В статье сопоставляются различные варианты нотного текста произведения, включая три сохранившихся автографа. Рассматриваются следующие нотные тексты: рукопись, принадлежащая Константину Игумнову (датированная 14 мая 1907 года); два автографа (от 17 сентября 1907 года и от 30 марта 1908 года); ранние издания Сонаты (первое издание 1908 года фирмы «А. Гутхейль»; английское издание 1908 года «Hawkes & Son») и наиболее популярные российские издания (1948, 1964, 1981 и 2012 годов). Автор анализирует также некоторые моменты биографии композитора, дающие возможность разобраться в причинах фрагментарно кардинального отличия рукописей. Используемые методы позволяют приблизиться к объективному пониманию авторского замысла и возникающих сомнений
в подлинности нотного текста, которые могут появиться у пианиста в процессе работы над Сонатой для фортепиано № 1 Рахманинова.

Ключевые слова: Сергей Рахманинов, Соната для фортепиано № 1, нотный автограф, Константин Игумнов, нотный текст.

Полный текст:

PDF

Литература


Antipov V. I. Tvorchestvo S. V. Rakhmaninova v 1901–1910-e gody. Stanovlenie Lichnosti [The Work of Rachmaninoff During the Years 1901–1910. Formation of the Personality]. Muzyka v sovremennom mire: nauka, pedagogika, ispolnitel'stvo: tezisy V mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 25 yanvarya 2009 goda [Music in the Modern World: Scholarship, Pedagogy, Performance: Theses of the 5th International Scholarly-Practical Conference, January 25, 2009]. Tambov State Music and Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov. Tambov, 2009, pp. 20–43.

Val'kova V. B. S. V. Rakhmaninov: letopis' zhizni i tvorchestva [S. V. Rachmaninoff: A Chronicle of Life and Work]. Tambov: Publisher R.V. Pershin, 2017. 276 p.

Demchenko A. I. “The Russian Spirit is Here …” Towards the 145th Anniversary of Sergei Rachmaninoff’s Birthday]. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 1, pp. 81–87. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.081-087.

Zenkin K. V. Faustovskaya tema v Pervoy fortepiannoy sonate Rakhmaninova [The Faust Theme in the First Piano Sonata by Rachmaninoff]. Sergey Rakhmaninov. Istoriya i sovremennost': sb. st. [Sergei Rakhmaninoff. History and Modernity: Digest of Articles]. Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory. Rostov-on-Don, 2005, pp. 109–120.

Iz arkhiva K. Igumnova [From the Archive of Konstantin Igumnov]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1946. No. 1, pp. 84–89.

Merzlov A. N. S. V. Rakhmaninoff i M. A. Vrubel: tvorcheskie paralleli [Sergei Rachmaninoff and Mikhail Vrubel: Creative Parallels]. ICONI. 2019. No. 1, pp. 141–146. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.141-146.

Mil'shteyn Ya. I. Konstantin Nikolayevich Igumnov [Konstantin Nikolayevich Igumnov]. Moscow: Muzyka, 1975. 471 p.

Rakhmaninov S. V. Pis'ma [Letters]. Ed. by Z. A. Apetyan. Moscow: Muzgiz, 1955. 604 p.

Chernaya M. R. Apofeoz figuratsionnosti kak avtorskiy znak v fortepiannoy fakture u S. V. Rakhmaninova [Apotheosis of Figurativeness as an Author’s Sign in the Piano Faculty of S. Rachmaninoff]. Naslediye Rakhmaninova v kul'turnom universume: sb. st. po mater. mezhdunar. simpoziuma 21–23 marta 2013 goda [Rachmaninoff’s Legacy in the Cultural Universe: A Digest of Articles Based on the Materials of the International Symposium of March 21–23, 2013]. Ed. by M. R. Chernaya. Herzen State Pedagogical University of Russia. St. Petersburg, 2015, pp. 180–204.

D’Antoni C. A. Rachmaninov – Personalità e poetica. Roma: Bardi Editore, 2003, 400 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.3.062-070

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.