«Море» Клода Дебюсси: темброакустический образ водной стихии

Anna V. Limitovskaya

Аннотация


Среди характеристик звука, влияющих на процессы слухового восприятия, важнейшей
является тембр. Присущий любому акустическому феномену физического мира, он
не только определяет его специфическую индивидуальную окраску, но и обладая
имманентным свойством обобщать и концентрировать фундаментальные черты объектов и
явлений живой и неживой природы, формирует на их основе целостный слуховой образ.
Названная способность тембра раздвигает границы традиционного представления о нём
как исключительно о качественной характеристике конкретного музыкального инструмента
или голоса. Она широко используется в программной инструментальной музыке для
художественного воплощения окружающего человека природного мира.
В этой связи особый интерес представляет анализ тембровых компонентов, участвующих
в музыкально-художественном отображении звукового облика моря Клодом Дебюсси.
Отправной точкой исследования автор избирает методологию искусствоведения, психологии
восприятия и музыкальной акустики. Главным акцентом в процессе анализа становится
выявление приёмов воссоздания совокупности характерных акустических сигналов
спокойного моря в первой части симфонического триптиха «Море». Автор приходит
к выводу о доминирующей роли тембра при формировании в восприятии человека целостного
художественного образа, сходного по своим физическим характеристикам с природным
аналогом.

Ключевые слова: Клод Дебюсси, тембр, образ моря, музыкальная акустика, музыкально-
художественное воссоздание.


Полный текст:

PDF

Литература


Aldoshina I. A., Pritts R. Muzykal'naya akustika: uchebnik [Musical Acoustics: A Textbook]. St. Petersburg: Kompozitor, 2006. 720 p.

Devutsky V. E. The Emotional Palette of Music as a Semantic System. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 4, pp. 16–28. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.4.016-028.

Ibraimova E. R. «Sireny» R. M. Gliera v kontekste russkoy muzykal'noy marinistiki [“The Sirens” by Reinhold Gliere in the Context of Russian Marinist Music]. Kyi'vs'ke muzykoznavstvo [Kiev Musicology]. 2014. Vol. 49, pp. 149–159.

Kunitskaya R. I. O romanticheskoy poetike v tvorchestve Debyussi [About the Romantic Poetics in the Works of Debussy]. Moscow: Muzyka, 1982. 88 p.

Losev A. F. Problema variativnogo funktsionirovaniya zhivopisnoy obraznosti v khudozhestvennoy literature [The Issue of the Variation Functioning of Pictorial Imagery in Fiction]. Literatura i zhivopis' [Literature and Painting]. Ed. by A. N. Iezuitov. Moscow, 1982, pp. 31–66.

Mnatsakanyan L. A. Tembroakusticheskaya model' kak instrument issledovaniya fol'klora i kompozitorskogo tvorchestva: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Model for Timbre and Acoustics as a Tool for the Study of Folklore and Compositional Creativity: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Krasnodar, 2014. 233 p.

Nikols U. Blizhe k vode. Udivitel'nye fakty o tom, kak voda mozhet izmenit' vashu zhizn' [Nichols W. J. Blue Mind: The Surprising Facts that Show how Being near, in, on, or under Water can make You Happier, Healthier, more Connected, and Better at What You Do]. Translation from English by O. Medved'. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2015. 288 p.

Postolovskaya N. «Burya» P. I. Chaykovskogo kak odna iz pervykh marin v russkoy muzyke [The “Tempest” by P. I. Tchaikovsky as One of the First Marines in Russian Music]. Kyi'vs'ke muzykoznavstvo [Kiev Musicology]. 2011. Vol. 39, pp. 74–80.

Rybintseva G. V. The Structure of the Symphony Orchestra in the Context of the World Perception during the Time Period from the 18th to the Early 20th Century. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No 3, pp. 164–170. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.3.164-170.

Bowman C., Yamaguchi T. Perceiving Categorical Emotion in Sound: The Role of Timbre. Psychomusicology: Music, Mind, and Brain. Advance online publication. 2015. December, 21. URL: http://dx.doi.org/10.1037/pmu0000105 (25.12.2018).

Kieffer A. The Debussyist Ear: Listening, Representation, and French Musical Modernism. Nineteenth Century Music. 2015. Vol. 39, Issue 1, pp. 56–79. DOI: 10.1525/ncm.2015.39.1.56.

McAdams S., Giordano B. L. The Perception of Musical Timbre. Oxford Handbook of Music Psychology. Ed. by S. Hallam, I. Cross, M. Thaut. New York, 2009, pp. 72–80.

Norris G. Debussi: Playing with Colour. 2015. January, 1. URL: https://www.gramophone.co.uk/feature/debussy-playing-with-colour (08.01.2018).




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.147-154

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.