Мир и человек начала ХХ века в зеркале музыкального искусства России. Очерк второй

Alexander I. Demchenko

Аннотация


При всей весомости героического начала, о котором шла речь в первом очерке (ПМН, 2019, № 1), несравненно больше с точки зрения раскрытия деятельно-преобразующего характера новой эпохи значил динамизм, который стал одной из важнейших констант современного жизнеощущения. Причём в любом своём варианте энергетизм начала ХХ века отличался склонностью к мощному динамическому прессу, упругостью, остротой, ударностью, горячим возбуждением и учащённой пульсацией. Принадлежность такой энергии, как и динамизма вообще, ХХ столетию во многом определялась её конструктивно-урбанистической сущностью. При всей распространённости понятия антиромантизм, часто адресуемого искусству того времени, господствующим вектором происходящего были тяготения именно романтического толка, чему отвечали два основополагающих и взаимосвязанных принципа – принцип экстремальности и принцип антитез. Один из магистральных процессов начала ХХ века был связан с устремлением к всемерному высвобождению и раскрепощению. Отсюда – и столь значительная роль стихийности, что неизбежно сопровождалось разного рода деструктивными явлениями. На волне процесса раскрепощения, отказываясь от ограничений и сдерживающих начал, человек неизбежно переходил в область негативного, что стало для рассматриваемого периода нормой. Среди подобных проявлений наиболее угрожающим оказалось развёртывание комплекса агрессивности.

Ключевые слова: искусство начала ХХ века, динамизм и его отражение в искусстве, романтическое мироощущение, антиромантизм, раскрепощение и высвобождение.


Полный текст:

PDF

Литература


Asaf'ev B. V. O muzyke XX veka [On 20th Century Music]. Leningrad: Muzyka, 1982. 260 p.

Val'kova V. B. S. V. Rakhmaninov: letopis' zhizni i tvorchestva [S. V. Rachmaninov: Chronicles of his Life and Artistic Legacy]. Tambov: Publisher R. V. Pershin, 2017. 276 p.

Demchenko A. I. Balet I. Stravinskogo «Vesna svyashchennaya». Opyt kontseptsionnogo analiza [Stravinsky’s Ballet “The Rite of Spring”. An Attempt of Conceptual Analysis]. Moscow: Kompozitor, 2000. 96 p.

Demchenko A. I. Kartina mira v muzykal'nom iskusstve Rossii nachala XX veka [The Picture of the World in the Art of Music of Russia in the Early 20th Century]. Moscow: Kompozitor, 2005. 264 p.

Demchenko A. I. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [World Artistic Culture as a Systematic Whole]. Moscow: Vysshaya shkola, 2010. 528 p.

Demchenko A. I. Tvorchestvo S. V. Rakhmaninova [The Musical Legacy of Sergei Rachmaninoff]. ICONI. 2019. No. 1, pp. 198–210. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.198-210.

Druskin M. S. Igor' Stravinskiy [Igor Stravinsky]. Druskin M. S. Sobr. soch. V 7 t. T. 4 [Collected Works In 7 Volumes. Vol. 4]. St. Petersburg, 2009, pp. 31–286.

Russkaya muzyka i XX vek. Russkoe muzykal'noe iskusstvo v istorii khudozhestvennoy kul'tury XX veka [Russian Music and the 20th Century. The Art of Russian Music in the History of the 20th Century Artistic Culture]. Ed. by M. G. Aranovsky. Moscow: State Institute of Art Studies, 1997. 874 p.

Savenko S. I. Mir Stravinskogo [The World of Stravinsky]. Moscow: Kompozitor, 2001. 328 p.

Demchenko A. I. Igor Stravinsky’s Symphonic Poem “The Song of the Nightingale.” Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 70–77. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.070-077.

Fanning D. Shostakovich Studies. New York: Cambridge University Press, 1995. 280 p.

Ivanova A. Sergei Rachmaninoff's Piano Concertos: The Odyssey of a Stylistic Evolution. University of Maryland, College Park, 2006. 108 p.

Nice D. Prokofiev: From Russia to the West, 1891–1935. Yale University Press, 2003. 390 p.

Nikolay Myaskovsky: The Conscience of Russian Music. By Gregor Tassie. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2014. 395 p.

Norris C. Music and the Politics of Culture. Lawrence & Wishart, 1989. 364 p.

Taruskin R. On Russian Music. Berkeley: University of California Press, 2010. 416 p.

Wood P. The Politics of the Avant-Garde. The Great Utopia: the Russian and Soviet Avant- Garde 1915–1932. New York: Guggenheim Museum, 1992. 384 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.120-131

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.