Смысловые структуры Сонаты для клавира К. 466, L. 118 фа минор Доменико Скарлатти

Ninel F. Garipova

Аннотация


Проблема постижения содержания музыкальных сочинений волнует исполнителей и
теоретиков музыки давно. Более пяти столетий человек стремится разгадать в музыкальных
нотных символах авторский замысел. И чем содержательнее исполнение, тем оно более
правдиво доносит до слушателя авторскую концепцию. Автор статьи в этой связи
предполагает, что время приоритетов интуитивного компонента в исполнительстве, который,
безусловно, очень важен, всё-таки ушло. Сегодня, во многом благодаря интенсивному
развитию музыкознания и его связям со смежными науками, появились технологии, с
помощью которых задача познания музыкального текста, проникновение вглубь сути
музыкального произведения стала вполне возможной. В этом направлении видится
большая заслуга научного коллектива Лаборатории музыкальной семантики Уфимского
государственного института искусств, возглавляемого доктором искусствоведения,
профессором Людмилой Шаймухаметовой – автором методологии семантического анализа
классических произведений.
В статье использованы элементы метода семантического анализа при расшифровке
смысловых структур содержания Сонаты К. 466, L. 118 фа минор Доменико Скарлатти
– сочинения, в котором прочитываются смысловые значения барочной инструментальной
и вокальной интонационной лексики, а также лексики инструментальных ансамблей.
Рассматривается проблема соотношения смысловых структур первичного (авторского)
текста и смысловой его детализации во вторичном тексте (исполнительском сценарии).

Ключевые слова: клавирные сонаты Доменико Скарлатти, семантический анализ
музыкальной темы, интонационная лексика сочинений барокко, смысловые структуры
музыкального тематизма, интонационные формулы, Лаборатория музыкальной семантики.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Alexeyeva I. V., Kirsanova O. V. «Notnye tetradi» Leopol'da Motsarta («Die Notenbücher der Geschwister Mozart») kak obrazets instruktivnykh sochineniy dlya klavira [The “Notebooks” of Leopold Mozart (“Die Notenbücher der Geschwister Mozart”) as a Specimen of Instructive Compositions]. ICONI. 2019. No. 1, pp. 92–101. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.092-101.

Morein Xenia N. Keyboard Urtext as the Ensemble Score in the Practice of Baroque. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2012. No. 1, pp. 98–102. (In Russ.)

Morein K. N., Shaymukhametova L. N. Ansamblevoe muzitsirovanie v zerkale zapadnoevropeyskoy zhivopisi XVII–XVIII vekov [Ensemble Music-Making in the Mirror Reflection of 17th and 18th Century Western European Painting]. ICONI. 2019. No. 1, pp. 135– 140. DOI: 10.33779/2658-4824.2019.1.135-140.

Okhotnikov V. E. Klassicheskaya gitara: barokko i klassitsizm. Semanticheskie aspekty [The Classical Guitar: the Baroque Style and Classicism. Semantic Aspects]. St. Petersburg: Kompozitor, 2016. 80 p.

Repina Ksenia N. The Orchestral Score Attributes of the Text of Keyboard Sonatas by Domenigo Scarlatti. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2010. No. 2, pp. 194–203. (In Russ.)

Simonova E. R. Iskusstvo arii v ital'yanskom opernom barokko (ot renessansnoy kantsonetty k arii da capo): issledovanie [The Art of Aria in Italian Baroque Opera (from the Renaissance Canzonetta to the Aria da Capo): Research]. Ufa: Editorial and Publishing Center of the Ufa State Academy of Arts named after Z. Ismagilov, 2005. 164 p.

Shaymukhametova L. N. Contrapuntal Compositions in the Form of Historical Dances in the Conditions of Ensemble Music-Making. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 31, pp. 156–165. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.156-165.

Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnesins’ Academy of Music, 1998. 265 p.

Alexeyeva Irina V. About the Genre Specificity of Instructive and Concert Vocalises. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 2, pp. 74–81. DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.074-081.

Barrios I. H. Sonatas – Dances; Domenico Scarlatti and the Eighteenth-Century Spanish Keyboard Music School. Eighteenth-Century Music. 2013. Vol. 10, Issue 1, pp.153–154.

Calvo L. C. The Development of the Idiomatic Piano Language through Clement’s Edition of D. Scarlatti’ s Sonates (1791). Anuario musical. 2017. Issue 72, pp. 123–136.

Frey A., Hautbois X., Bootz P., Tijus C. An Experimental Validation of Temporal Semiotic Units and Parameterized Time Motifs. Musicae Scientiae. 2014. Vol. 18, Issue 1, pp. 98–123. DOI: 10.1177/1029864913516973.

Shaymukhametova Liudmila N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.097-104

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.