Процесс академизации русского народного инструментального искусства
Аннотация
Русское народно-инструментальное искусство в ХХ столетии переживало активную академизацию. Учёные единодушно трактовали её как процесс достижения академического уровня исполнительства, творчества и обучения. Автор данной статьи критикует подобную трактовку и предлагает концепцию академизации, основанную на теории эволюции. Под академизацией здесь понимается эволюция мышления и творческой деятельности человечества от аутентичного фольклора к современному творчеству академического типа. Выявляются два типа академизации: естественная и искусственная, демонстрирующие единую сущность, – стремление к идеальной художественной парадигме. Однако
в естественном процессе парадигма складывается спонтанно в ходе творческих поисков художников и селекционной деятельности общества, а в искусственном – заимствуется
в иной культуре, и потому репродуктивная функция в искусственном процессе доминирует над креативной. Оба типа подвержены «постакадемическому синдрому» – негативным тенденциям, в искусственном процессе проявляющимся более остро. Преодоление «постакадемического синдрома» возможно через интеграцию академического творчества с аналогичной традицией фольклорного типа, развитие теории национального инструментализма, устранение в ней дуализма мышления и утверждение целостности феномена народности художественного творчества.
Ключевые слова: русское народно-инструментальное искусство, академизация искусства и образования, типы академизации, эволюционные и синергетические закономерности.
Полный текст:
PDFЛитература
Varlamov D. I. Akademizatsiya i postakademicheskiy sindrom v muzykal'nom iskusstve i obrazovanii: monograficheskiy sbornik statey [Academization and the Post-Academic Syndrome in the Art of Music and Education: Monographic Compilation of Articles]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2016. 85 p.
Varlamov D. I. Akademizatsiya narodnogo instrumentalizma po-russki [Academization of Folk Instrumentalism in the Russian Style]. Sokhranenie natsional'nykh traditsiy v narodno-instrumental'nom iskusstve: problemy i perspektivy: mat. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Keeping National Traditions in the Art of Folk Instrumental music: Problems and Perspectives: Materials of All-Russian Scholarly Conference]. Moscow, 2017, pp. 9–14.
Varlamov D. I. Prostranstvo i vremya Ivana Panitskogo [The Space and Time of Ivan Panitsky]. Varlamov D. I. Ontologiya iskusstva: izbrannye stat'i 2000–2010 [The Ontology of Art: Selected Articles 2000–2010]. Moscow: Kompozitor, 2011, pp. 241–246.
Varlamov D. I. Stanovlenie akademicheskoy traditsii v russkom narodno-instrumental'nom iskusstve XIX stoletiya: uchebnoye posobiye [The Formation of the Academic Tradition in the Art of Russian 19th Century Music: Textbook]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2010. 50 p.
Vasil'ev O. P. K voprosu ob akademizatsii bayana [Concerning the Question of Academization of the Bayan]. Aktual'nye problemy istorii, teorii i metodiki sovremennogo muzykal'nogo iskusstva i obrazovaniya: sb. nauch. tr. [Topical Issues of History, Theory and Methodology of the Present- Day Art of Music: Compilation of Articles]. Orenburg State L. and M. Rostropovich Institute of the Arts; Orenburg State University. Issue 4. Orenburg, 2008, pp. 152–156.
Gorbachev A. A. Pro to, blagodarya chemu my, nesmotrya ni na chto [About That Because of Which We, Despite Everything]. Narodnik: informatsionnyy byulleten' [Folklorist: Informative Bulletin]. 2000. No. 2, pp. 14–16.
Davydov N. A. Akademicheskomu narodno-instrumental'nomu iskusstvu – 60 [The Art of Academic Folk Instrumental Music is 60 Years Old]. Narodnik: informatsionnyy byulleten' [Folklorist: Informative Bulletin]. 1998. No. 2, pp. 9–12.
Imkhanitskiy M. I. Istoriya ispolnitel'stva na russkikh narodnykh instrumentakh [The History of Performance on Russian Folk Instruments]. Moscow: Publishing House of the Gnesins’ Russian Academy of Music, 2002. 351 p.
Speshilova O. I. Osobennosti razvitiya akkordeonnogo iskusstva v Rossii: avtorf. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Specific Features of the Development of the Art of the Accordion in Russia: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Magnitogorsk, 2006. 22 p.
Khaken G. Sinergetika [Haken H. Synergy]. Moscow: Mir, 1980. 406 p.
Balalaika.org.ru. Vse o Russkoy balalayke [Everything about the Russian Balalaika]. URL: http://balalaika.org.ru/peoples-necheporenko.htm (15.03.2019).
Eggebrecht H. H. Opusmusik. Schweizerische Musikzeitung. 1975. Nu. 1, S. 2–11.
DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.029-037
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.