Особенности композиционной работы в «Sechs Vermessene» Эрнста Кшенека: взаимодействие сериализма и алеаторики

Ekaterina G. Okuneva

Аннотация


Эрнст Кшенек охотно воспринял идеи интегрального сериализма в 1950-е годы, апробировав их в своей музыкальной практике («Spiritus Intelligentiae, Sanctus» ор. 152, «Sestina» ор. 161, «Sechs Vermessene» ор. 168, «Quaestio temporis» op. 170). Пик его интереса пришёлся на тот период, когда тотальная детерминированность испытывала кризис, и современные композиторы устремились к иному полюсу – алеаторике. Теоретические размышления Кшенека о проблемах сериализма, а также о взаимоотношениях преднамеренного и случайного нашли отражение в статье «Extents and Limits of Serial Techniques» (1960). Музыкальным воплощением размышлений стал фортепианный цикл «Sechs Vermessene»
ор. 168 (1958), в названии которого запечатлелась непереводимая игра понятий: немецкое слово «vermessen» означает одновременно «измеренный» и «своевольный».
Сериальная экспансия в этом сочинении охватывает высотную и ритмическую сферы, плотность, интенсивность, регистр. В статье подробно анализируются первые четыре пьесы. Автор проводит параллели с композиционными процедурами Милтона Бэббитта (метод регистрового расслоения), Пьера Булеза (контрапункт параметров), Оливье Мессиана (техника симметричных пермутаций) и Джона Кейджа (метод случайных действий), реконструирует прекомпозиционный звуковой материал пьесы № 4, выявляет ошибки и неточности, возникающие при реализации сериальных схем в сочинении. Анализ выявляет тесную взаимосвязь детерминированного и индетерминированного в композиционном процессе «Sechs Vermessene». Например, математические вычисления, осуществлённые композитором для точной фиксации ритма, приводят к необходимости использовать новый вид нотации (волнистые штили), которая в итоге лишь приблизительно отражает точные значения.
Изучение фортепианного цикла Кшенека, а также его теоретических работ позволяет переосмыслить традиционное соотношение сериализма и алеаторики. Переход к композиции, использующей метод случайных действий, не следует считать реакцией на тотальную детерминированность; также не стоит противопоставлять эти методы друг другу. Алеаторика ‒ закономерное и неизбежное следствие сериализма.

Ключевые слова: Эрнст Кшенек, «Sechs Vermessene», Пьер Булез, Джон Кейдж, Оливье Мессиан, Милтон Бэббитт, серийная музыка, сериализм, алеаторика.


Полный текст:

PDF

Литература


Keydzh Dzh. Opisanie protsessa sochineniya «Muzyki peremen» i «Voobrazhaemogo peyzazha 4» [Cage J. Description of the Process of Composing the “Music of Changes” and the “Imaginary Landscape 4”]. Kompozitory o sovremennoy kompozitsii: khrestomatiya [Composers about Modern Composition: A Chrestomathy]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2009, pp. 39‒45.

Okuneva E. G. Printsipy organizatsii ritmicheskikh struktur v serial'noy muzyke [Principles of Organization of Rhythmic Structures in Serial Music]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University, 2014. 124 p.

Okuneva Е. G. Strunnoe trio Efima Golysheva v kontekste idey rannego serializma [String Trio by Yefim Golyshev in the Context of the Ideas of Early Serialism]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2017. No. 4 (31), pp. 200‒215.

Okuneva Е. G., Krapivina D. E. Ernst Kshenek v Darmshtadte [Ernst Krenek in Darmstadt]. Muzykal'nyy zhurnal Evropeyskogo Severa [Music Journal of Northern Europe]. 2018. No. 4, pp. 48‒60.

Petruseva N. A. P'er Bulez. Estetika i tekhnika muzykal'noy kompozitsii: issledovanie [Pierre Boulez. The Aesthetics and Techniques of Musical Composition: Research]. Moscow; Perm: Real, 2002. 352 p.

Babbitt M. Words about Music. Ed. by Stephen Dembski, Joseph N. Straus. Madison: University of Wisconsin Press, 1987. 216 p.

Krenek E. Extents and Limits of Serial Techniques. The Musical Quarterly. 1960. Vol. 46. No. 2, pp. 210‒232.

Krenek E. Studies in Counterpoint Based on the Twelve-Tone Technique. New York: G. Schirmer, Inc., 1940. 38 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.2.017-028

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.