Формирование креативной компетентности в процессе обучения на основе интегративного курса «Хоровой театр»

Anna I. Yudina, Inna V. Shorokhova, Anna O. Golskaya

Аннотация


Актуальность темы статьи обусловлена задачами современного музыкального образования в подготовке
профессиональных кадров, обладающих креативной компетентностью. Разработка инновационных
интегративных курсов, формирующих у будущих специалистов-музыкантов данное профессиональное
качество в процессе обучения в вузе, приобретает особое значение. Цель исследования – выявить
потенциал интегративного курса «Хоровой театр» в формировании креативной компетентности студента-
хормейстера. Анализ научных трудов позволил авторам определить понятие «креативная компетентность
музыканта» как умение создавать ситуацию творческого успеха, продуктивно решать нестандартные
профессиональные задачи, достигая при этом максимальной эффективности. В статье представлены
результаты экспериментальной работы, которая проводилась методами нарративного интервью, наблюдения
и экспертной оценки, а также изучения опыта реализации интегративного курса «Хоровой театр» в цикле
специальных дисциплин для дирижёров-хормейстеров. Исследование показывает высокий педагогический
потенциал активного взаимодействия студентов и преподавателей в работе над проектами данного курса.
Очевидно, что совместная деятельность развивает навыки командной работы и предельно стимулирует
творческую активность участников. В качестве примера проектной деятельности авторы выделяют спектакль
«Пообещайте мне любовь…».

Ключевые слова: компетентность, креативная компетентность, хоровой театр, интегративный курс,
профессиональное образование.


Полный текст:

PDF

Литература


Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [The Psychology of Creative Abilities: Textbook for University Students]. Moscow: Akademiya, 2002. 320 p.

Bryakova I. E. Gotovnost' studentov k razvitiyu tvorcheskikh sposobnostey uchenikov kak aspect formirovaniya kreativnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley-slovesnikov [The Readiness of Students to Develop Creative Abilities of Pupils as an Aspect of the Formation of Creative Competence of Future Philology Teachers]. Orenburg: Publishing House of the Orenburg State Pedagogical University, 2008. 188 p.

Volkov A. E., Kuz'minov Ya. I., Remorenko I. M., Rudnik B. L., Frumin I. D., Yakobson L. I. Rossiyskoe obrazovanie – 2020: model' obrazovaniya dlya innovatsionnoy ekonomiki [Russian Education – 2020: The Model of Education for Innovative Economy]. Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow]. 2008. No. 1, pp. 32–64.

Grinev S. S. About Development of Opera Production of Contemporary Musical Theater. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 3, pp. 114–119. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.3.114-119.

Kireyeva N. Yu. Creative Artistic Activity of Personality and Student-Centered Education. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No.1, pp. 174–182. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.1.174-182.

Kireyeva N. Yu. Khorovaya teatralizatsiya: kommunikativnye aspekty: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [Choral Theatricalization: Communicative Aspects: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2010. 25 p.

Kiseyeva E. V. Multimedia Performance as a Form of Presentation of the Art of Music and Choreography in the Second Half of the 20th Century. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 50–55. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.050-055.

Morozov A. V. Formirovanie kreativnosti prepodavatelya vysshey shkoly v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: dis. … d-ra ped. nauk [The Formation of Creativity of the Teacher of Higher Educational Institution in the System of Continuous Education: Dissertation for the Degree of Doctor of Pedagogy]. Moscow, 2004. 445 p.

Nafieva A. G. Kreativnaya kompetentnost' pedagoga: teoreticheskiy aspekt [Creative Competence of the Pedagogue: The Theoretical Aspect]. Molodezh' i nauka: real'nost' i budushchee: materialy III mezhdunar. nauch.- prakt. konf. V 6 t. T. 1: Kul'turologiya. Pedagogika [Youth and Science: Reality and Future: Proceedings of the 3rd International Scholarly and Practical Conference. In 6 vol. Vol. 1: Culturology. Pedagogy]. Editorial board by V. A. Kuzmishchev and others. Nevinnomyssk, 2010, pp. 315– 319.

Ovchinnikova T. K. Khorovoy teatr v sovremennoy otechestvennoy muzykal'noy kul'ture: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Choral Theater in Modern Russian Musical Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Rostov-on-Don, 2009. 30 p.

Suprunenko G. V., Khorovoy teatr kak zhanr “vzaimodeystvuyushchey” muzyki i ego voploshchenie v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov na rubezhe XX–XXI vekov: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Choral Theater as a Genre of “Interacting” Music and its Manifestations in the Works of Russian Composers at the Turn of the 20th and 21st Centuries: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Nizhny Novgorod, 2012. 24 p.

Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy [Technology of Projecting Crucial and Subject-Related Competencies]. Eydos: Internet-zhurnal. 2005. December, 12 [Eidos: Internet Journal]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (07.01.2019).

Shorokhova I. V. Integrativnyy kurs «Khorovoy teatr» kak innovatsionnaya forma sovremennogo rossiyskogo khorovogo obrazovaniya [The Integrative Course “Choral Theater” as an Innovative Form of Contemporary Russian Choral Education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2018. No. 42, pp. 75–83.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.150-156

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.