Музыкально-компьютерные технологии как инструмент трансляции и сохранения музыкального фольклора (на примере Дальнего Востока России)

Imina G. Aliyeva, Irina B. Gorbunova, Svetlana V. Mezentseva

Аннотация


В статье анализируются проблемы сбора и обработки фольклорных материалов, рассматриваются
современные информационные ресурсы и технологии как средство сохранения и трансляции музыкального
фольклора. Дальний Восток – уникальный этнический регион, на территории которого проживают носители
разных культур, однако традиционный фольклор стремительно исчезает, уходят из жизни носители языков.
Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) могут стать перспективным инструментом освоения,
трансляции и сохранения явлений музыкальной культуры, в связи с чем возникает необходимость скорейшего
внедрения МКТ в практику деятельности исследователей музыкального фольклора.
Выявление уникальных образцов традиционного музыкального творчества, изучение и осмысление
ценнейших собранных материалов, работа по расшифровке не теряют своей актуальности. Авторы подчёркивают
важную роль дальнейшей профессиональной обработки, каталогизации, классификации, систематизации и
оцифровки данных. В статье поддерживается идея создания «музыкального банка» и «интонационного каталога»
образцов музыкального фольклора. Акцентируется проблема создания образовательного пространства в сети
Интернет с применением возможностей МКТ, которые выступают, в частности, новым видом накопления и
трансляции знаний о музыке. Авторы приходят к выводу о возможности МКТ сыграть значительную роль в
процессе освоения, трансляции и сохранения музыкальной культуры российского Дальнего Востока, а также
развития и популяризации традиционного культурного наследия многонациональной России.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, традиционная музыкальная культура, музыкальная
культура Дальнего Востока России, межкультурная коммуникация, трансляция музыкальной культуры.


Полный текст:

PDF

Литература


Adorno T. V. Izbrannoe: sotsiologiya muzyki [Adorno Th. Selected Works: Sociology of Music]. Moscow: Tsentr gumanitarnykh initsiativ: Universitetskaya kniga [Center for Humanitarian Initiatives: University Library], 2014. 448 p.

Alieva I. G., Gorbunova I. B. O proekte sozdaniya intellektual'noy sistemy po katalogizatsii i analizu muzyki narodov mira [Concerning the Project of Creating an Intelligent System of Cataloguing and Analysis of Music of the Peoples of the World]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, History, Culture]. 2016. No. 9, pp. 105–108.

Gorbunova I. B. Informatsionnye tekhnologii v muzyke. T. 3: Muzykal'nyy komp'yuter: uchebnoe posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy [Informational Technology in Music. Vol. 3: The Musical Computer: A Textbook for Students of Institutions of Higher Education]. St. Petersburg: Publ. House of the Herzen State Pedagogical University of Russia, 2011. 411 p.

Gorbunova I. B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noy kul'tury [Computer Recording Studio as an Instrument of Musical Creativity and the Phenomenon of Musical Culture]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, History, Culture]. 2017. No. 2, pp. 87–92.

Gorbunova I. B. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii i DIGITAL HUMANITIES [Music Computer Technologies and DIGITAL HUMANITIES]. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie – 2015: materialy XIV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Contemporary Musical Education – 2015: Proceedings of the 14th International Scholarly and Practical Conference]. Ed. by I. B. Gorbunova. St. Petersburg, 2015, pp. 29–34.

Zemtsovskiy I. I. Apologiya «muzykal'nogo veshchestva» [The Apology of “Musical Substance”]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2005. No. 2, pp. 181–192.

Mezentseva S. V. Teoriya muzyki: elektronnoe uchebnoe posobie dlya inostrannykh studentov [Theory of Music: Electronic Textbook for Foreign Students]. Khabarovsk, 2016. URL: https://sites.google.com/site/muzykalnaateoria/.

Tarakanov M. E. Zvukovaya sreda sovremennosti [The Sound Environment of Contemporaneity]. Iz lichnykh arkhivov professorov Moskovskoy konservatorii: nauch. tr. Moskovskoy gos. konservatorii [From the Personal Archives of Professors of the Moscow Conservatory: Research Works of the Moscow State Conservatory]. Issue 42. Moscow, 2002, pp. 158–169.

Aliyeva I. Azerbaijani Modes: Their Evolution and Manifestation in Traditional and European Genres (Cognitive Approach). Eighth European Music Analysis Conference. Leuven, Belgium. Sept. 17–20, 2014, pp. 5–6.

Bhatara A., Boll-Avetisyan N., Agus T., Höhle B., Nazzi T. Language experience affects grouping of musical instrument sounds. Cognitive Science. 2015. No. 40 (7), pp. 1816–1830. DOI: 10.1111/cogs.12300.

Gorbunova I. New Tool for a Musician. 15th International Conference on Education, Economics, Humanities and Interdisciplinary Studies (EEHIS-2018), Paris (France), June 20–21. Paris, 2018, pp. 144–150.

Hoffer C. R., Bailey D. Western Music Listening Today. 4th Edn. Boston, MA: Schirmer Cengage Learning, 2016. 448 p.

Langmeyer A., Guglhör-Rudan A., Tarna C. What do Music Preferences Reveal About Personality? A Cross- Cultural Replication Using Self-Ratings and Ratings of Music Samples. J. Individ. Diff. 33, 2012, pp. 119–130.

Quinto L., Thompson W. F., Taylor A. The Contributions of Compositional Structure and Performance Expression to the Communication of Emotion in Music. Psychol. Music. 2014. No. 42, pp. 503–524.

Thorpe M., Ockelford A., Aksentrijevic A. An Empirical Exploration of the Zygonic Model of Expectation in Music. Psychol. Music. 2012. No. 40, pp. 428–470.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.140-149

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.