Орган в казахской музыкальной культуре: этапы истории

Tatiana V. Kharlamova

Аннотация


ХХ век в истории культуры Казахстана ознаменовался рядом знаковых событий, сформировавших её
современный облик, в числе которых – зарождение академической музыкальной традиции, основанной на
синтезе европейского и национального. В данной статье прослеживается история формирования органной
культуры в Казахстане. Инструменту, взращённому в лоне западной церкви и не имеющему корней
в казахской художественной практике, предстояло пройти сложный путь развития. Обосновываются три
этапа, для каждого из которых характерны определённые признаки. Так, первый этап – ознакомительный
– связан с освоением нового для казахов европейского инструмента, а также жанров и форм, присущих
органной музыке. Второй этап – это расцвет композиторского творчества и органного исполнительства
в Казахстане. Третий этап определяется расширением диапазона семантических свойств произведений для
органа, отражающих сакральную близость казахскому инструментарию. Специфика казахской органной
музыки, в основе которой лежит органичное слияние академического и фольклорного опыта, проявляется
на нескольких уровнях: образность, жанровая сфера, инструментарий, тематизм, формообразование.
Характерные особенности каждого из них рассматриваются на примере показательных для своего времени
сочинений.

Ключевые слова: орган, органное исполнительство, традиционная культура казахов, композиторское
творчество, жанровый синтез, казахская музыкальная культура.


Полный текст:

PDF

Литература


Bayakhunov B. Ya. V tvorcheskoy masterskoy [In the Creative Workshop]. Kompozitory Kazakhstana. T. 1 [The Composers of Kazakhstan. Vol. 1]. Comp. by N. S. Ketegenova. Almaty, 2012, pp. 328–359.

Garipova N. F. Interpretation of Folk Musical Traditions in the Compositional Technique of Bashkir Composers (on the Example of Rafail Kasimov’s Piano Piece “908”). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 160–166. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.160-166.

Dzhumakova U. R. Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana 1920–1980-kh godov [The Musical Legacy of the Composers of Kazakhstan 1920–1980s]. Problemy istorii, smysla i tsennosti [The Issues of History, Meaning and Value]. Astana: Foliant, 2003. 232 p.

Zhubanova G. A. Mir moy – Muzyka. V 2 t. T. 1: Stat'i, ocherki, vospominaniya [My World – Music. In 2 Vol. Vol. 1: Articles, Essays, Memories]. Comp. by D. A. Mambetova. Almaty: Bilim, 1997. 210 p.

Zhubanova G. A. Mir moy – Muzyka. V 2 t. T. 2: Stat'i, ocherki, vospominaniya [My World – Music. In 2 Vol. Vol. 1: Articles, Essays, Memories]. Comp. by D. A. Mambetova. Almaty: Bilim, 1997. 262 p.

Latyshova L. V. O preemstvennosti ispolnitel'skikh traditsiy v organnom iskusstve Kazakhstana (1967–2000) [On the Continuity of Performing Traditions in the Art of Organ Performance in Kazakhstan (1967–2000)]. Evraziyskiy soyuz uchenykh [The Eurasian Scientists’ Union]. 2015. No. 17. URL: http://euroasia-science.ru/iskusstvovedenie/o-preemstvennosti-ispolnitelskix-tradicij-v-organnom-iskusstve-kazaxstana-1967-2000-gody/ (20.01.2019).

Latyshova L. V. Stanovleniye organnogo ispolnitel'skogo iskusstva v Kazakhstane [The Formation of the Art of Organ Performance in Kazakhstan]. Organnoe soobshchestvo Principal [“Principal” Organ Community]. 2014. 26.05. URL: http://principal.su/stanovlenie-organnogo-ispolnitelskogo-iskusstva-v-kazahstane/ (20.01.2019).

Nedlina V. E. Puti razvitiya muzykal'noy kul'tury Kazakhstana na rubezhe XX–XXI stoletiy: dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Paths of Development of the Musical Culture of Kazakhstan at the Turn of the 20th and the 21st Centuries: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2017. 344 p.

Nusupova A. S. Nusipzhanova N. N. «Goluboy minaret» Serika Erkimbekova: obrazno-khudozhestvennaya kontseptsiya [“Blue Minaret” by Serik Yerkimbekov: Figurative and Artistic Conception]. Mysl' [Thought]. 2014. November, 17. URL: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=4358 (19.01.2019).

Tebenikhin V. I. Karasayeva A. Zh. Metodicheskiye zametki ob organnom tvorchestve I. S. Bakha (voprosy interpretatsii) [Methodical Notes of the J. S. Bach’s Legacy of Organ Music (Questions of Interpretation)]. Problemy metodiki prepodavaniya i ispolnitel'stva: sb. tr. [Issues of Methodology of Teaching and Performance: Compilacion of Works]. Issue 1. Alma-Ata, 1989, pp. 3–45.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.123-128

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.