Музыка кино в аспекте стилевого моделирования

Svetlana I. Khvatova, Tatiana F. Shak, Evgeny G. Shevlyakov

Аннотация


В статье рассматривается музыка кино с точки зрения стилевого моделирования как техники композиции
в киномузыке. На уровне музыкального тематизма это предполагает свободный подход в работе с цитатным
материалом, реализованным через стилизацию или аллюзию. Композиционный уровень структурируется
посредством компилятивного (полистилистичного) способа организации музыкального ряда через
сопоставление цитатного материала. Работа с точными и аранжированными цитатами рассматривается
в аспекте композиторской техники, режиссёрской индивидуальности и жанровой специфики фильмов.
Вскрывается видеоконтекст появления цитат классической музыки, целесообразность их введения, этичность
соединения известных произведений классиков с видеорядом, диссонирующим с первичным содержанием
музыки. Анализируется процесс создания саундтрека фильма и мера авторского волеизъявления в обработке и
реинтерпретации тем композиторов-классиков.
Задействована методология целостного и стилевого анализа, традиционного в российском музыкознании, и
методы исследования с привлечением специального инструментария изучения музыки в структуре медиатекста,
разработанного Т. Ф. Шак. Суть метода заключается в отказе от анализа традиционного нотного текста и
замене его на аудиовизуальную форму с комплексным рассмотрением музыки в совокупности с визуальной и
вербальной составляющей и с учётом контекста, в котором она существует. Предлагаемый подход к анализу
основан на знании специфики прикладной музыки: её дискретности, вторичности, многофункциональности,
компилятивности, контекстности, зависимости от монтажного ритма и подчинённости видеоряду.

Ключевые слова: музыка кино, цитата, аллюзия, стилизация, режиссёр, кинокомпозитор, стилевое
моделирование.


Полный текст:

PDF

Литература


Asaf'ev B. V. «Evgeniy Onegin». Liricheskie stseny P. I. Chaykovskogo [“Eugene Onegin.” Lyrical Scenes by P. I. Tchaikovsky]. Asaf'ev B. V. Izbrannye trudy [Selected Works]. Vol. 2. Moscow, 1954, pp. 73–141.

Denisov A. V. Mezhtekstovye vzaimodeystviya v muzyke – semioticheskiy aspekt [Intertextual Interactions in Music – A Semiotic Aspect]. Muzykal'naya semiotika: puti i perspektivy razvitiya: sb. st. po materialam Vtoroy mezhdunar. nauchn. konf. 13–14 noyabrya 2008 g. [Musical Semiotics: The Ways and Prospects of Development: Compilation of Articles on the Materials of the Second International Scholarly Conference. November 13–14, 2008]. Ed. by L. V. Savina. Astrakhan, 2008, pp. 30–34.

Kuz'menkova O. V. Stilevoe modelirovanie v tvorchestve otechestvennykh kompozitorov 70–90-kh godov XX veka: simfonicheskaya i instrumental'naya muzyka: dis.… kand. iskusstvovedeniya [Stylistic Modeling in the Works of Russian Composers of the Time Period Between the 1970s and the 1990s: Symphonic and Instrumental Music: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. St. Petersburg, 2004. 190 p.

Lotman Yu. M. Yazyk kino i problemy kinosemiotiki [The Language of the Cinema and the Issues of Film Semiotics]. Kinovedcheskie zapiski [Cinema Studies Notes]. 1988. No. 2, pp. 131–150.

Frolov S. V. «Pikovaya dama» Chaykovskogo. Neuchtennaya fenomenologiya [“The Queen of Spades” by Tchaikovsky. Unaccounted Phenomenology]. Frolov S. V. Chaykovskiy: muzykal'no-istoricheskie etyudy: sb. st. [Tchaikovsky: Musical and Historical Studies: Compilation of Articles]. Issue 2. Tambov, 2015, pp. 91–105.

Frolov S. V. Traurno-elegicheskiy intonatsionnyy kompleks v pervoy kartine opery P. I. Chaykovskogo «Evgeniy Onegin» [The Mourning-Elegiac Intonational Complex in the First Scene of the Opera by P. Tchaikovsky “Eugene Onegin”]. Frolov S. V. Chaykovskiy: muzykal'no-istoricheskie etyudy: sb. st. [Tchaikovsky: Musical and Historical Studies: Compilation of Articles]. Issue 2. Tambov, 2015, pp. 20–35.

Khvatova S. I. Metodologicheskie podkhody k analizu muzyki kino: o rabote po stilevym modelyam [Methodological Approaches to the Analysis of Cinema Music: on the Work on Style Models]. Muzyka v prostranstve mediakul'tury: sb. st. po materialam Pyatoy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 17 aprelya 2018 goda [Music in the Space of Media Culture: Compilation of Articles on the Materials of the Fifth International Scholarly-Practical Conference. April 17, 2018.]. Krasnodar, 2018, pp. 7–9.

Shak T. F. Muzyka v strukture mediateksta. Na materiale khudozhestvennogo i animatsionnogo kino [Music in the Structure of the Media Text. On the Material of Artistic and Animated Film]. 2nd Edition, Supplemented. St. Petersburg: Lan': Planeta muzyki, 2017. 384 p.

Shak T. F. O smyslovom mnogoobrazii tsitat v muzyke kino [On the Semantic Diversity of Quotations in Film Music]. V prostranstve smyslov: tekst i intertekst: sb. st. po materialam mezhdunar. nauch. konf. [In the Space of Meanings: Text and Intertext: Collection of Articles on the Materials of the International Scholarly Conference]. Petrоzavodsk State A. K. Glazunov Conservatory. Petrozavodsk, 2016, pp. 412–421.

Shak T. F., Semchenkova A. V. Muzykal'naya tsitata v strukture mediateksta: napravleniya analiza [The Musical Quotation in the Structure of the Media Text: Directions of Analysis]. Vestnik Adygeyskogo gos. un-ta. Seriya «Filologiya i iskusstvovedenie» [Herald of the Adygei State University. “Philology and Art History” Series]. Issue 2 (58). Maikop, 2010, pp. 217–224.

Shevlyakov E. G. Neoklassitsizm i otechestvennaya muzyka 60–80 godov [Neoclassicism and Russian Music Between the 1960s and the 1980s]. Ed. by A. M. Zuker; North Caucasus Higher School Research Center, Rostov State S. V. Rakhmaninoff Conservatory. Rostov-on-Don: Publishing House of the Rostov Pedagogical Institute, 1992. 157 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.098-105

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.