О некоторых общих композиционных приёмах в произведениях санкт-петербургских классиков

Valery V. Glivinsky

Аннотация


Статья посвящена анализу общих композиционных приёмов в «Симфонии псалмов» Игоря Стравинского,
кантате «Александр Невский» Сергея Прокофьева и Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Особенности
объектно-изобразительного творческого метода санкт-петербургских классиков рассмотрены на основе
понятийной пары «морфема-морф». Дана характеристика морфеме события и её морфа молитвенного ритуала
в крайних частях «Симфонии псалмов». Проведено сравнение морфа молитвенного ритуала с морфом
вражеского нашествия в «Ледовом побоище» из кантаты «Александр Невский», в эпизоде нашествия
I части Седьмой симфонии. Текстовая реализация морфемы среды в виде морфа тевтонского ига прослежена
в «Крестоносцах во Пскове» из «Александра Невского».
Выявлены мелодические, ритмические, фактурные средства морфной реализации морфем пространства,
движения, диссонанса, Януса. Обнаружены общие приёмы хорового и оркестрового письма, сходства в
мелодике и ритмике, сближающие три шедевра музыкальной культуры ХХ века.

Ключевые слова: Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, «Симфония псалмов»,
кантата «Александр Невский», Седьмая симфония, морфологический анализ, морф и морфема в музыке.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Akopyan L. O. Dmitriy Shostakovich: opyt fenomenologii tvorchestva [Dmitri Shostakovich: Towards a Phenomenology of His Creative Work]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin, 2004. 464 p.

Alfeevskaya G. S. O «Simfonii psalmov» Stravinskogo (k probleme «neoklassitsizma») [About Stravinsky’s Symphony of Psalms (Toward the Problem of “Neoclassicism”)]. I. F. Stravinskiy: stat'i i materialy [I. F. Stravinsky: Articles and Materials]. Comp. by L. S. Dyachkova; Ed. by B. M. Yarustovskiy. Moscow, 1973, pp. 250–276.

Val'kova V. B. Muzykal'nyy tematizm – myshlenie – kul'tura: monografiya [Musical Thematicism – Thought – Culture: A Monograph]. Nizhniy Novgorod: Publishing house of Nizhny Novgorod University, 1992. 163 p.

Gerver L. L. «Simfoniya psalmov» Stravinskogo kak «Pesn' stepéney» [Stravinsky’s Symphony of Psalms as a “Song of Degrees”]. Nauchnyy Vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2016. No. 3 (26), pp. 149–159.

Glivinskiy V. K voprosu o morfologicheskom analize muzyki Stravinskogo [Towards a Morphological Analysis of Stravinsky’s Music]. Musicus. 2018. No. 1 (53), pp. 25–30.

Glivinskiy V. K voprosu o morfologicheskom analize muzyki Stravinskogo [Towards a Morphological Analysis of Stravinsky’s Music]. Musicus. 2018. No. 2 (54), pp. 34–39.

Glivinskiy V. Peterburgskiy mif i ego rol' v tvorcheskoy evolyutsii I. F. Stravinskogo [The St. Petersburg Myth and its Role in the Creative Evolution of I. F. Stravinsky]. Muzikoznavchi studії: Zbіrnik naukovykh prats' [Musical Studies: Collected Scholarly Works]. Issue 9. Lutsk, 2012, pp. 6–46.

Glivinskiy V. V. Elementy stilistiki barokko v muzykal'nom yazyke I. F. Stravinskogo: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Elements of the Baroque Stylistic in the Musical Language of I. F. Stravinsky: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Leningrad, 1989. 201 p.

Danilevich L. V. D. Shostakovich [D. Shostakovich]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1958. 196 p.

Krivtsova E. V. Prokofiev i Shostakovich: «Memuarnoe prikosnovenie» [Prokofiev and Shostakovich: A “Memorial Touch”]. Shostakovich – Urtext [Shostakovich – Urtext]. Ed. by M. P. Rakhmanova. Moscow, 2006, pp. 105–124.

Manulkina O. B. Stravinskiy. Perekrestki [Stravinsky. Intersections]. Shostakovich v Leningradskoy konservatorii [Shostakovich in the Leningrad Conservatory]. Vol. 3. Project author and comp. by L. G. Kovnatskaya. St. Petersburg, 2013, pp. 359–365.

Orlov G. A. Simfonii Shostakovicha [Shostakovich’s Symphonies]. Leningrad: Muzgiz, 1961. 324 p.

Prokofiev S., Myaskovskiy N. Perepiska [Correspondence]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1977. 600 p.

Prokofiev o Prokofieve: stat'i, interv'yu [Prokofiev About Prokofiev: Articles and Interviews]. Comp. by V. P. Varunts. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1991. 286 p.

Sabinina M. D. Shostakovich – simfonist [D. Shostakovich – The Symphonist]. Moscow: Muzyka, 1976. 477 p.

Glivinsky V. & Fedoseyev I. The Creative Archetypes of the Classic Composers’ Schools. European Journal of Arts. 2016. Vol. 3, pp. 24–31.

Glivinsky V. & Fedoseyev I. The St. Petersburg Classic School: Myth or Reality? European Journal of Arts. 2016. Vol. 1, pp. 14–20.

Kerr M. Prokofiev and His Cymbals. The Musical Times. Oct., 1994. Vol. 135, No. 1820, pp. 608–609.

Stravinsky I. & Craft R. Dialogues and A Diary. DOUBLEDAY & COMPANY, INC.: Garden City, New York, 1963. 280 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.077-088

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.