Музыка Нидерландов в орбите британских интересов начала XX века

Ekaterina D. Devyatko

Аннотация


В настоящей работе анализируется статья британского журналиста и музыкального критика Герберта
Энтклиффа (1875–1964) «Ренессанс голландской музыки», опубликованная в 1925 году. Интерес к современной
ему культурной жизни Нидерландов, граничащих с враждебной англичанам Германией, был выражением
культурной политики Британии. Развитие музыкальной культуры Нидерландов конца XIX – начала XX
столетий оказалось в центре внимания критика. Данный период совпал с движением «Нового английского
музыкального Возрождения». Энтклифф обозначает темы, важные и для него – критика, и для музыкальной
культуры Нидерландов: подъём национального самосознания, предпосылки возникновения нового Ренессанса
голландской музыки и выдвижение его лидеров, важнейшие события и явления в культуре интересующей его
страны (основание Вагнеровского общества, расцвет нидерландской национальной литературы, активизация
концертной жизни и др.). Энтклифф характеризует ряд ключевых, по его мнению, особенностей нидерландской
музыки, отразивших идейную основу Нового Возрождения в музыкальном искусстве Страны тюльпанов.
В исторической перспективе рассматриваемая статья Энтклиффа видится не частным событием его биографии,
а проявлением тенденции английской музыкальной историографии в её противопоставлении германской
музыкальной историографии. Работа Энтклиффа обратила на себя внимание в Нидерландах попыткой изучения
музыкальной жизни страны рубежа XIX–XX веков.

Ключевые слова: Герберт Энтклифф, национальное самосознание, нидерландская музыкальная культура,
Ренессанс голландской музыки, лидеры Ренессанса голландской музыки, Альфонс Дипенброк.


Полный текст:

PDF

Литература


Degtyareva N. I. Opery Frantsa Shrekera i modern v muzykal'nom teatre Avstrii i Germanii [The Operas of Franz Schreker and the Modern Style in the Musical Theater of Austria and Germany]. St. Petersburg: Publishing House of Polytechnic University, 2010. 431 p.

Druskin M. S. Na perelome stoletiy [At the Turn of the Centuries]. Druskin M. S. O zapadnoevropeyskoy muzyke XX veka [About Western European Music of the 20th Century]. Moscow, 1873, pp. 7–30.

Kovnatskaya L. G. Bendzhamin Britten [Benjamin Britten]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1974. 392 p.

Krivosheina M. A. Niderlandy v russkoy poezii kontsa XIX – nachala XX veka (Amsterdam) [The Netherlands in Russian Poetry of the Late 19th – Early 20th Centuries (Amsterdam)]. Russkaya filologiya. Vyp. 25: sb. nauch. rabot molodykh filologov [Russian Philology. Issue 25: Collection of Scholarly Works of Young Philologists]. Tartu, 2014, pp. 113–125.

Mikhaylova I. Ot «vos'midesyatnikov» do «Doma pri mecheti»: Niderlandskaya literatura kontsa XIX – nachala XXI veka [From “Tachtigers” to “The House Near the Mosque”: Dutch Literature of the Late 19th – Early 21st Centuries]. Zvezda [Star]. 2013. No. 6. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2013/6/m30-pr.html (16.04.2018).

Ogloblin A. K. Gollandskiy yazyk i literatura v Indonezii [The Dutch Language and Literature in Indonesia]. Problemy literatur Dal'nego Vostoka: VII Mezhdunarodnaya nauchnaya konf. 29 iyunya – 3 iyulya 2016 g.: sb. materialov. T. 2 [Issues of Far Eastern Literatures: The 7th International Scholarly Conference June 29 – July 3, 2016: A Collection of Materials. Volume 2]. Ed. by A. A. Rodionov, A. G. Storozhuk, Tsyan' Chzhen'-Gan. St. Petersburg, 2016, pp. 341–349.

Savitskaya A. I. Istoriya izucheniya ranney niderlandskoy zhivopisi i kul'tura simvolizma [History of the Study of Early Dutch Painting and the Culture of Symbolism]. Simvolizm kak khudozhestvennoe napravlenie. Vzglyad iz XXI veka: sb. st. [Symbolism as an Artistic Direction. A Glance from the 21st Century: Collection of Articles]. Ed. by N. A. Khrenov, I. E. Svetlov. Moscow, 2013, pp. 393–397.

Sarab'yanov D. V. Stil' modern. Istoki. Istoriya. Problemy [The Modern Style. Origins. History. Issues]. Moscow: Iskusstvo, 1989. 294 p.

Khlebarov I. Problema novykh i razvitykh muzykal'nykh kul'tur XX veka v kontseptsii Druskina [The Issue of New and Developed Musical Cultures of the 20th Century According to Druskin’s Concept]. Pamyati Mikhaila Semenovicha Druskina. V 2 kn. Kn. 1: Stat'i i vospominaniya [In Memory of Mikhail Semenovich Druskin. In 2 Books. Book 1: Articles and Memories]. Ed. by L. Kovnatskaya, A. Kenigsberg, L. Mikheeva. St. Petersburg, 2009, pp. 277–286.

Antcliffe H. The Renascence of Dutch Music. Proceedings of the Musical Association, 51st Sess. (1924– 1925), pp. 1–14. URL: http://www.jstor.org/stable/765511?seq=1#page_scan_tab_contents (03.02.2018).

Braches E. Het boek als nieuwe kunst. Utrecht: Oosthoek, 1973. 556 p. URL.: http://www.dbnl.org/tekst/ brac001boek01_01/index.php (03.02.2018).

The Correspondence of Jean Sibelius and Rosa Newmarch, 1906–1939. Edited and translated by Philip Ross Bullock. Woodbridge: The Boydell Press, 2011. 256 p.

Gans L. Nieuwe Kunst. De Nederlandse bijdrage tot de Art Nouveau, Dekoratieve kunst, kunstnijverheid en architektuur omstreeks 1900. Utrecht: Oosthoek, 1966. 296 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.062-069

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.