Фрактальная геометрия Сонаты № 10 А. Н. Скрябина

Olga M. Plotnikova

Аннотация


Физико-математический концепт «фрактал», определивший формирование современной парадигмы
естествознания, инициировал новые ракурсы исследования биологических систем, информационных
технологий, социума, истории культуры, религии, искусства. Статья посвящена выявлению психологических
предпосылок фрактального моделирования в позднем творчестве Александра Скрябина и описанию его
алгоритма в пространственно-временной организации Сонаты № 10 для фортепиано. Персональный миф жизни
композитора реализовывался в мистической актуализации архетипа Бога (Высшей самости), становящегося
ключом к прочтению её художественного содержания. Концепция произведения связана с познанием
Божественного генезиса Природы. Звуковым кодом фрактала как «отпечатка большого пальца Бога» являются
архаические, мигрирующие музыкально-лексические формулы сигнала и заклинания. Интертекстом культуры
выступают «пантеистические знаки» с эхо-эффектами. Реминисценция архетипических геометрических
фигур: круга, треугольника, квадрата, креста – в семантическом фрактальном Универсуме идентифицируется
с сегментами мандалы. В пространственно-временной конструкции обнаруживаются мифологемы:
Божественного истока, числа, Аполлона, Диониса, Зефира. Реконструируя в фортепианном опусе 70
универсальную, единую для европейской и восточной культуры мифопоэтическую модель Божественного
Творения мира, Скрябин воскресил знаменитую пифагорейскую триаду: «математика – музыка – космос».
Художественная картина мира Сонаты отразила мифический космогенез и механизм «расширяющейся
Вселенной», ключевым аспектом которого является концептуальный фрактал.

Ключевые слова: фрактал, Александр Скрябин, мистицизм, Бытие в мифе, архетипы Бога и мандалы,
Соната № 10 для фортепиано Скрябина, мифологемы, пасторальная топика, геометрические фигуры в музыке,
символика мироздания.


Полный текст:

PDF

Литература


Voloshinov A. V. Matematika i iskusstvo [Mathematics and Art]. 2nd edition, revised and updated. Moscow: Prosveshchenie, 2000. 400 p.

Goncharenko S. S. Fraktaly Kloda Debyussi [The Fractals of Claude Debussy]. Vestnik Kemerovskogo gos. universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2011. No. 17, pp. 79–88.

Zaychenko M. A. Spetsifika rekursivnogo printsipa v yazyke i v muzyke [The Specificity of the Recursive Principle in Language and Music]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal [Baltic Humanitarian Magazine]. 2014. No. 2, pp. 10–12.

Knyazev V. N., Pen'kov V. E. Filosofskie smysly modeley mirozdaniya v sovremennoy kosmologii [Philosophical Meanings of Models of the Universe in Modern Cosmology]. Nauka i shkola [Science and School]. 2014. No. 5. pp. 209–214.

Korobova A. G. Pastoral' v muzyke evropeyskoy traditsii: k teorii i istorii zhanra: issledovanie [The Pastoral in the Music of the European Tradition: Concerning the Theory and History of the Genre]. Yekaterinburg: Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory, 2007. 656 p.

Mavrikidi F. I. Fraktaly: Postigaya vzaimosvyazannyy mir [Fractals: Comprehending an Interconnected World]. Del'fis: kul'turno-prosvetitel'skiy zhurnal [Delfis: A Cultural and Educational Magazine]. 2000. No. 23 (3). URL: http://www.delphis.ru/journal/article/fraktaly-postigaya-vzaimosvyazannyi-mir (21.01.2018).

Mandel'brot B. Fraktal'naya geometriya prirody [The Fractal Geometry of Nature]. Moscow: Computer Research Institute. 2002. 656 p.

Obidina Yu. S. Kul't Dionisa v sotsiokul'turnom prostranstve antichnogo polisa: voobrazhaemoe, simvolicheskoe i real'noe [The Cult of Dionysus in the Sociocultural Space of the Ancient Polis: the Imaginary, the Symbolic and the Real]. Dialog so vremenem [Dialogue with Time]. 2013. No. 44, pp. 280–295.

Skryabin A. N. Pis'ma [Letters]. Drafting, editing and notes by A. V. Kashperov. Moscow: Muzyka, 2003. 720 p.

Toporov V. N. O chislovykh modelyakh v arkhaicheskikh tekstakh [On the Numerical Models in Archaic Texts]. Struktura teksta: sb. st. [The Structure of Text: A Collection of Articles]. Ed. by T. V. Tsiv'yan. Moscow, 1980, pp. 3–58.

Tsitsin F. A. Fraktal'naya Vselennaya (sub'ektivnyy vzglyad so storony) [The Fractal Universe (A Subjective View from the Side)]. Del'fis: kul'turno-prosvetitel'skiy zhurnal [Delfis: A Cultural and Educational Magazine]. 1997. No. 11 (3). URL: http://www.delphis.ru/journal/article/fraktalnaya-vselennaya (21.01.2018).

Shaymukhametova L. N. Migriruyushchaya intonatsionnaya formula i semanticheskiy kontekst muzykal'noy temy [The Migratory Intonation Formula and the Semantic Context of Musical Themes]. Moscow: State Institute of Art, 1999. 318 p.

Besada J. L. Flamenco, Fractals, and the Refigured Past: Three Creative Paths for Implementing Microtones in Contemporary Spanish String Quartets. Perspectives of New Music. 2017. Vol. 55, No. 1 (Winter), pp. 5–39.

Garcia S. Scriabin's Symbolist Plot Archetype in the Late Piano Sonatas. 19th Century Music. 2000. Vol. 23, No. 3 (Spring), pp. 273–300.

Luca E. D. On Composing Place: An Analysis of «Clusters on a quadrilateral grid» by John Luther Adams. Perspectives of New Music. 2014. Vol. 52, No. 3 (Autumn), pp. 5–68.

Rankin S. K., Large E. W., Fink P. W. Fractal Tempo Fluctuation and Pulse Prediction. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. 2009. Vol. 26, No. 5 (June), pp. 401–413.

Shaymukhametova L. N. Bach and Newton: Artistic Parallels (About the Creative Content of the Urtext of the Inventions and Sinfonias). Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 3, pp. 15–20. DOI: 10.17674/1997-0854.2016.3.015-020.

Shaymukhametova L. N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.

Smith K. A Science of Tonal Love? Drive and Desire in Twentieth-Century Harmony: the Erotics of Skryabin. Music Analysis. 2010. Vol. 29, No. 1/3 (March-October). Special Issue on Music and Emotion, pp. 234–263.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.015-021

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.