Структура симфонического оркестра в контексте миропонимания XVIII – начала XIX столетий

Galina V. Rybintseva

Аннотация


Приоритетное положение инструментальной музыки в искусстве Нового времени обусловили новые
творческие задачи по воссозданию многообразия реального мира – природы и человека. Наиболее совершенным
инструментом для решения этих задач стал симфонический оркестр, состав которого формировался на
протяжении XVII–XIX столетий.
Барочный оркестр не имел определённого стабильного набора инструментов, и образующие его группы
были неравнозначны. Ведущую роль исполняла группа струнных. Такой ненормативный диспропорциональный
оркестр можно понимать как образ несовершенной природы. Стабильный унифицированный оркестр,
включающий четыре равнозначные группы инструментов, сложился на рубеже XVIII–XIX столетий
в искусстве классицизма. Подобный оркестр обеспечил возможность создания звукового образа гармоничного
совершенного мира.
Классический, тяготеющий к «квадратности» оркестр имел в своей основе важные мировоззренческие
установки. Его четырёхэлементная структура отвечала античному учению о четырёх природных
первоэлементах, а также новоевропейскому учению о царствах природы, включающей миры минералов,
растений, животных и человеческий социум. Группа струнных, имеющая широкие возможности по
воспроизведению эмоций и чувств человека, позволяла создавать образы четырёх темпераментов. Кроме того,
её можно истолковать как звуковой образ социума, члены которого отличаются различной степенью свободы.
Таким образом, симфонический оркестр стал наиболее совершенным музыкальным инструментом,
открывающим путь к воплощению обобщённых звуковых образов мироздания, включающих природу
и социум.

Ключевые слова: музыкальные инструменты, симфонический оркестр, барокко, классицизм, природа
и человек.


Полный текст:

PDF

Литература


Adorno T. Vvedenie v sotsiologiyu muzyki: dvenadtsat' teoreticheskikh lektsiy [Introduction to the Sociology of Music: Twelve Theoretical Lectures]. Adorno T. Izbrannoe: sotsiologiya muzyki [Selected Writings: The Sociology of Music]. Moscow, 2008, pp. 7–190.

Kirillina L. V. Klassicheskiy stil' v muzyke XVIII – nachala XIX veka. Ch. 3: Poetika i stilistika [The Classical Style in 18th and Early 19th Century Music. Part 3: Poetics and Stylistics]. Moscow: Kompozitor, 2007. 376 p.

Likhachev D. S. Poeziya sadov: k semantike sadovo-parkovykh stiley [The Poetry of Gardens: towards the Semantics of Garden and Park Styles]. Moscow: Soglasie, 1998. 471 p.

Rybintseva G. V. Muzyka i arkhitektura barokko. Opyt mirovozzrencheskoy interpretatsii [The Music and Architecture of the Baroque Style. An Attempt of a Worldview-based Interpretation]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory Press, 2015. 188 p.

Kholl M. P. Entsiklopedicheskoe izlozhenie masonskoy, germeticheskoy, kabbalisticheskoy i rozenkreytserovskoy simvolicheskoy filosofii [An Encyclopedic Exposition of Masonic, Hermetic, Kabalistic and Rosicrucian Symbolic Philosophy]. St. Petersburg: SPIKS, 1994. 793 p.

Shabunova I. M. Instrumenty i orkestr v evropeyskoy muzykal'noy kul'ture [Instruments and the Orchestra in European Musical Culture]. Rostov-on-Don: Rostov State S. V. Rachmaninoff Conservatory Press, 2011. 262 p.

Shabunova I. M. Traditional and New Approaches toward the Study of Orchestration. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2013. No. 1 (12), pp. 31–35.

Bang Jon. The Principles of Orchestration. Analysis, Theory and Practice. Master’s thesis in Musicology. Norwegian University of Science and Technology. Trondheim, 2013. 168 p.

Carse Adam von Ahn. The History of Orchestration (Dover Books on Music). New York: Dover Publications, 1964. 348 p.

Norman Del Mar. Anatomy of the Orchestra. London: Faber & Faber, 1981. 528 p.

Range Matthias. With Instrumental Music of all Sorts. The Orchestra at British Coronations before 1727. International Musicological Society. Bärenreiter. ACTA Musicologica. Volume 82. 2010, pp. 87–104.

Sptizer John, Neil Zaslaw. The Birth of the Orchestra: History of an Institution, 1650–1815. Oxford University Press, 2004. 614 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.164-170

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.