Герменевтика как методология эпохи постмодерна и постпостмодерна

Tamara A. Artashkina, Nadezhda A. Tsareva

Аннотация


Современный мир стоит на пороге шестого технологического уклада, основу которого должны составить наукоёмкие, или «высокие», технологии и контуры которого уже начинают складываться в развитых странах мира. Материальную основу эпохи постмодерна и постпостмодерна составляют достижения пятого и шестого технологических укладов. Культура современного постиндустриального общества – это культура техники, технологий и информации. Все знания материализованы в текстах. Необходимость постижения множества смысловых планов требует размышлений и интуиции. Целью данной статьи является уяснение специфики понимания герменевтики в философии постмодернизма. Антирационалистичность как основная характеристика постмодернизма обусловила усиление его внимания к сфере сознания субъекта познания.
Ж. Деррида изучает реальность как текст, в котором герменевтический метод даёт возможность усвоения смысла знаков любого вида мыслительной деятельности. М. Фуко рассматривает культуру как совокупность текстов, представляющих различные аспекты жизни. Метод герменевтики в постмодернизме имеет концептуальное значение. Через сопереживание, интуицию герменевтика способна реконструировать картину событий, которые представят иное видение картины мира. Постмодернизм трактует понимание как способ существования человека, поэтому наделяет герменевтический метод онтологическим статусом. В новой модели культуры существующие понятия и категории становятся базовыми для создания новых смыслов, идей, новой культурной парадигмы. Естественным оказывается переход в сферу сознания, что порождает проблему творца и его творения. Благодаря широкой функциональности герменевтический метод в философии постмодернизма считается одним из важнейших для анализа современного человека и мира.

Ключевые слова: технологический уклад, постмодерн, постпостмодерн, философия постмодернизма, герменевтический метод, текст культуры, внерациональные методы познания, интуиция, субъект познания.


Полный текст:

PDF

Литература


Arab-Ogly E. A. Postindustrial'noye obshchestvo [Postindustrial Society]. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1989, pp. 497–498.

Artashkina T. A. Spetsifika upravleniya rossiyskim obrazovaniem v sovremennykh usloviyakh [The Specificity of Management of Russian Education in Present-Day Conditions]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional Education in the Modern World]. 2018. Vol. 8, No. 2, pp. 1750–1760.

Bell D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo: opyt sotsiologicheskogo prognozirovaniya [The Future Post-industrial Society: An Experience of Social Prognosis]. Moscow: Academia, 1999. 786 p.

Varygin D. V. Problema ponimaniya v sovremennoy germenevtike [The Issue of Understanding in Modern Hermeneutics]. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal [Russian Humanitarian Journal]. 2012, pp. 23–27.

Gavrilina L. M. Kaliningradskiy tekst kak metatekst kul'tury [The Kaliningrad Text as a Meta-Text of Culture]. Kantovskiy sbornik [Kantian Compilation]. 2010. No. 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kaliningradskiy-tekst-kak-metatekst-kultury (17.11. 2017).

Glazyev S. Yu. Vybor budushchego [The Choice of the Future]. Moscow: Algoritm, 2005. 350 p.

Gurko E. Zhak Derrida. Dekonstruktsiya: teksty i interpretatsiya [Jacques Derrida. Deconstruction: Texts and Interpretation]. Minsk: Ekonompress, 2001. 367 р.

Derrida Zh. Vvedenie v dekonstruktsiyu [Derrida, Jacques. Introduction to Deconstruction]. Moskovskie lektsii [Moscow Lectures]. Sverdlovsk, 1991, pp. 6–46.

Derrida Zh. Grammatologiya [Derrida, Jacques. Grammatology]. Moscow: Ad Marginem, 2000. 540 р.

Derrida Zh. Pis'mo i razlichie [Derrida Jacques. Writing and Difference]. Moscow: Academicheskiy proekt, 2000. 432 р.

Derrida Zh. Sila i znachenie [Derrida Jacques. Strength and Importance]. Pis'mo i razlichie [Writing and Difference]. Moscow, 2000, рр. 9–56.

Dyakov A. V. Mishel Fuko i ego vremya [Michel Foucault and his Time]. St. Petersburg: Aleteyya, 2010. 668 p.

Iglton T. Teoriya literatury. Vvedenie [Eagleton T. The Theory of Literature: Introduction]. Ed. by M. Mayatskiy. Moscow: Territoriya budushchego, 2010. 296 p.

Kondratyev N. D. Bol'shye tsikly kon'yunktury i teoriya predvideniya: izbrannye trudy [Large-Scale Cycles of Economic Activity and Theory of Foresight: Selected Works]. Moscow: Ekonomika, 2002. 765 p.

L'vov D. S. Effektivnost' upravleniya tekhnicheskim razvitiem [The Efficiency of Management of Technological Development]. Moscow: Ekonomika, 1990. 255 p.

Maklyuen G. M. Ponimanie media. Vneshnie rasshireniya cheloveka [McLuhan G. M. Understanding Media: The Outward Extensions of Man]. Moscow; Zhukovskiy: KANON-press-C, Kuchkovo pole, 2003. 464 p.

Mitroshenkov O. A. Chto pridet na smenu postmodernizmu? [What will Come to Replace Postmodernism?]. METAMODERN: zhurnal o metamodernizme [METAMODERN: Journal on Meta-Modernism]. URL: http:// metamodernizm.ru/chto-pridet-na-smenu-postmodernizmu/ (17.11. 2017).

Mol' A. Sotsiodinamika kul'tury [Moles A. The Socio-dynamics of Culture]. Moscow: LKI publ., 2008. 416 p.

Simbirtseva N. A. Kul'turologicheskiy potentsial kategorii «tekst kul'tury» [The Culturological Potential of the Category “Text of Culture”]. Chelovek v mire kul'tury [The Human Being in the Context of Culture]. 2013. No. 3, pp. 27–32.

Fuko M. Slova i veshchi. Arkheologiya nauchnogo znaniya [Foucault M. Words and Things. Archaeology of Scientific Knowledge]. St. Petersburg: Gumanitarnaya literatura, 1994. 321 р.

Khaydegger M. Vremya i bytie [Heidegger M. Time and Being: Articles and Speeches]. Moscow: Respublika, 1993. 468 р.

Tsareva N. A. Problemy filosofii cul'tury v russkom simvolisme i evropeyskom postmodernisme [The Problem of the Philosophy of Culture of Russian Symbolism and European Postmodernism]. Vladivostok: Vladivostok State University of Economics, 2010. 390 р.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.128-136

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.