О старинной танцевальной музыке и возможностях её изучения в детской музыкальной школе

Alla G. Korobova

Аннотация


Необходимым аспектом музыкального образования, начиная с его школьной ступени, является освоение самого «языка» музыки с его специфическими возможностями. В процессе этого освоения большого внимания заслуживают жанровые средства музыки, поскольку жанры, как правило, отличаются высокой степенью внутренней корреляции стилистических и содержательных признаков. Музыкальный язык обладает обширными и непрерывно обновляющимися фондами «лексики», богатство которой обусловлено не только собственно жанровым многообразием музыки, но и многообразием форм её воплощения в композиторском творчестве. Необходимой базой жанрового подхода является знакомство с самими жанрами и способность их непосредственного распознавания. Сквозь призму «жанровых основ» в детском восприятии обретают черты живой реальности и языковой конкретности все остальные стороны музыкального искусства. В статье данный тезис раскрывается на примере освоения «лексики» старинной танцевальной музыки (Ренессанса и Барокко). Предлагается адаптированная для начальной ступени образования методика творческой практической работы,
в основе которой лежит деятельностное обращение к музыкальным «моделям»; однако принципы этой методики применимы и в контексте исторически ориентированных дисциплин среднего и вузовского звена, особенно по исполнительским специальностям.

Ключевые слова: музыкальное образование, жанр, жанровость, старинные танцы, сарабанда, композиционно-гармоническая формула.


Полный текст:

PDF

Литература


Baranova T. B. Tantseval’naya muzyka epokhi Vozrozhdeniya [Dance Music of the Renaissance]. Muzyka i khoreografiya sovremennogo baleta: sb. st. [The Music and Choreography of the Contemporary Ballet: Collected Articles]. Issue 4. Moscow: Muzyka, 1982, pp. 8–36.

Bayazitova D. I. Semanticheskie figury plasticheskoy etimologii v tekste p’es detskogo fortepiannogo repertuara: ocherk [Semantic Figures of Plastic Etymology in the Musical Text of Pieces forming the Piano Repertoire of Children: an Essay]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, 2007. 39 p.

Vasil’eva-Rozhdestvenskaya M. V. Istoriko-bytovoy tanets [Historical and Vernacular Dance]. 2nd edition, revised. Moscow: Iskusstvo, 1987. 382 p.

Voloshin M. A. Liki tvorchestva [Faces of Creativity]. Ed. by B. F. Egorov, V. A. Manuylov. Leningrad: Nauka, 1988. 848 p.

Gorodilova M. V., Korobova A. G., Shabalina L. K., Sheludyakova O. E. Shkol’noe sol’fedzhio: teoreticheskie osnovy prakticheskogo kursa: uchebnoe posobie po kursu «Metodika prepodavaniya muzykal’no-teoreticheskikh distsiplin» dlya studentov muzykal’nykh vuzov [School Solfeggio: Theoretical Foundations of the Practical Course: Textbook for the Course of “Methods of Teaching Music Theory Disciplines” for Students of Higher Musical Educational Institutions]. Ekaterinburg: Urals State M. P. Mussorgsky Conservatory, 2014. 133 p.

Druskin M. S. Klavirnaya muzyka Ispanii, Anglii, Niderlandov, Frantsii, Italii i Germanii XVI–XVIII vekov [Keyboard Music of Spain, England, Netherlands, France, Italy and Germany from the 16th to the 18th Centuries]. Moscow: Muzgiz, 1961. 284 p.

Druskin M. S. Ocherki po istorii tantseval’noy muzyki [Essays on the History of Dance Music]. Leningrad: The Leningrad Philharmonic, 1936. 204 p.

Kirillina L. V. Metamorfozy menueta [Metamorphoses of the Minuet]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 1998. No. 1, pp. 133–136.

Konen V. Dzh. Teatr i simfoniya (rol’ opery v formirovanii klassicheskoy simfonii) [The Theatre and Symphony (the Role of the Opera in the Formation of the Classical Symphony)]. 2nd edition. Moscow: Muzyka, 1975. 291 p.

Krasovskaya V. M. Zapadnoevropeyskiy baletnyy teatr: ocherki istorii: ot istokov do serediny XVIII veka [Western European Ballet Theatre: Essays on the History: From the Origins to the Mid-18th Century]. Moscow: Iskusstvo, 1979. 295 p.

Livanova T. N. Istoriya zapadnoevropeyskoy muzyki do 1789 goda: uchebnik. V 2 t. T. 2: XVIII vek [History of Western European Music up to 1789: A Textbook. In 2 vol. Vol. 2: XVIII]. 2nd Edition, revised and enlarged. Moscow: Muzyka, 1982. 622 p.

Materialy i dokumenty po istorii muzyki. T. 2: XVIII vek (Italiya, Frantsiya, Germaniya, Angliya) [Materials and Documents on the History of Music. Vol. 2: The 18th Century (Italy, France, Germany, England)]. Translations from Italian, French, German and English edited by M. V. Ivanov-Boretsky. Moscow: Muzgiz, 1934. 604 p.

Medushevsky V. V. Intonatsionnaya forma muzyki: issledovanie [Intonational Form of Music: Research]. Moscow: Kompozitor, 1993. 262 p.

Pylaeva L. D. Stsenicheskiy tanets frantsuzskogo barokko: fenomen «bezmolvnoy ritoriki» [The Stage Dance of the French Baroque: the Phenomenon of the “Silent Rhetoric”]. Perm State Pedagogical University, 2010. 224 p.

Pylaeva L. D. Frantsuzskaya kuranta XVII veka: k istorii tantsa barokko [The 17th Century French Courante: on the History of Baroque Dance]. Starinnaya muzyka [Early Music]. 2008. No. 3, pp. 16–21.

Pylaeva L. D. Frantsuzskiy danse chantée i ponyatie «kharakter» v muzyke epokhi Lyudovika XIV [The French Danse Chantée and the Concept of “Character” in the Music of the Age of Louis XIV]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2013. No. 374, pp. 76–78.

Stravinsky I. F. Dialogi. Vospominaniya. Razmyshleniya. Kommentarii [Dialogues. Memoirs. Reflections. Commentaries]. Compilation, redaction and general edition of M. S. Druskin. Leningrad: Muzyka, 1971. 415 p.

Khudekov S. N. Vseobshchaya istoriya tantsa [General History of Dance]. Moscow: Eksmo, 2010. 608 p.

Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’noy temy [Semantic Analysis of the Musical Theme]. Moscow: Russian Gnessins’ Academy of Music, 1998. 265 p.

Shaymukhametova L. N., Gvozdeva S. V. Pereintonirovanie kak sposob resheniya elementarnykh khudozhestvennykh zadach v kurse garmonii [Re-Intonating as a Means for Solving Elementary Artistic Tasks in a Harmony Course]. Voprosy optimizatsii uchebnogo protsessa v muzykal’nom vuze: sb. tr. [Questions of Optimization of the Educational Process in Higher Musical Educational Institutions: Compilation of Works]. Issue 125. Responsible editors Yu. N. Rags, L. N. Shaymukhametova. Russian Gnessins’ Academy of Music. Moscow, 1993, pp. 26–47.

Shaymukhametova L. N., Trunina L. S., Bol’shakova T. S. Rolevye igry v klasse fortepiano. Syuzhety muzitsirovaniya v tantseval’nykh p’esakh zapadnoevropeyskogo barokko: uchebnoe posobie dlya DShI s videoprilozheniem [Role-Playing Games in Piano Classes. Subjects for Music-Making in the Dance Pieces of the Western European Baroque: a Tutorial Manual for Children’s Music Schools with Video Supplement]. Ufa: Laboratory of Musical Semantics of Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, 2013. 28 p.

Coorevits E., Moelants D. Tempo in Baroque Music and Dance. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. 2016. Vol. 33, No. 5, pp. 523–545.

Gstrein R. Die Sarabande: Tanzgattung und Musikalischer Topos [The Sarabande: Dance Genre and Musical Topos]. Innsbruck: Studien-Verlag, 1997. 234 S.

Hudson R. The Concept of Mode in Italian Guitar Music during the First Half of the 17th Century. Acta Musicologica. 1970. 42 Fasc. 3/4, pp. 163–183.

Hudson R., Little M.E. Sarabande. The New Grove Dictionary of Music and Musicians: In 29 vol. Vol. 22. London; N.Y., 2001. URL: http://www2.ouk.edu.tw/yen/grove/Entries/S24574.htm.

Pruiksma R. Pomey Rewrites Scudéry: The Novel Source for Pomey’s Rhetorical Sarabande Description. Early Music. 2015. Volume 43, Issue 3, pp. 383–395.

Stevenson R. (Transl.: Ch. Blume) Sarabande. Die Musik in Geschichte und Gegenwart [The Music in History and the Present]. In 17 Vol. Ed. by von. F. Blume. Vol. 11. Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1963 (CD-ROM).

Waxman D. Invitation to the Baroque Dance (The Repertoire of Baroque Keyboard Dance Music, Distinguishing the Minuet, the Gavotte and the Sarabande). Piano & Keyboard. 2000. Jan.-Feb. (No. 202), pp. 42–47.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.145-155

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.