Анализ музыкального произведения и проблемы рецепции

Elena E. Lobzakova

Аннотация


В связи со значительным интересом различных областей гуманитарного знания к процессам восприятия и интерпретации текстов культуры в последние десятилетия всё большую популярность приобретает теория рецепции и рождённый ею новый междисциплинарный метод исследования. Статья освещает некоторые аспекты актуализации в музыковедческих исследованиях методологии рецептивной эстетики, обладающей значительным потенциалом в отношении анализа музыкального произведения. Его предлагается выстраивать в совокупности изучения текстуальной знаковости, с одной стороны, и механизмов смыслового кодирования и декодирования смысла в процессе создания и восприятия текста, – с другой. Анализируя музыкальное сочинение через ряд его конкретных социально-исторических, групповых и индивидуальных восприятий, рассматривая его в исторической развёрнутости, музыковед-исследователь активно вовлекает новые понятия в осмысление природы текста. Тем самым реализуется идея человекомерности: субъект и личность, интенция, понимание, интерпретация, интерпретативная программа и пр. Рассматриваются два устоявшихся в эстетике и литературоведении подхода к трактовке рецепции: как формы художественного восприятия и как формы межкультурного взаимодействия, – и выявляются некоторые стратегии изучения проявлений рецепции
в отношении музыкальных феноменов.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, методология, музыкальный текст, рецепция, музыкальная коммуникация.


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovskiy M. G. Muzykal’nyy tekst: struktura i svoystva [The Musical Text: Structure and Properties]. Moscow: Kompozitor, 1998. 341 p.

Bukina T. V. Retseptivistika i muzykal’naya nauka na rubezhe tysyacheletiy: v poiskakh kompromissa [Receptivism and Musical Scholarship at the Turn of the Millennium: in Search of a Compromise]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) [Society. Environment. Development (Terra Humana)]. 2007. No. 3 (4), pp. 83–92.

Butskoy A. K. Struktura muzykal’nogo proizvedeniya: Teoreticheskie osnovy analiza muzykal’nykh proizvedeniy [The Structure of the Musical Composition: Theoretical Foundations for Analysis of Musical Compositions]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1948. 260 p.

Izer V. Protsess chteniya: fenomenologicheskiy podkhod [The Process of Reading: a Phenomenological Approach]. Sovremennaya literaturnaya teoriya. Antologiya [Contemporary Literary Theory. An Anthology]. Moscow: Flinta, Nauka, 2004, pp. 201–224.

Kazantseva L. P. Chelovek v muzyke, muzykovedenii i muzykal’nom obrazovanii [Man in Music, Musicology and Musical Education]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [The Successes of Modern Natural Science]. 2011. No. 2, pp. 20–23.

Levakin N. N. Khudozhestvennaya retseptsiya kak literaturovedcheskoe ponyatie (k voprosu ponimaniya termina) [Receptivity of Art as a Literary Concept (Concerning the Question of Understanding the Term)]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo [News of Penza State V. G. Belinsky Pedagogical University]. 2012. No. 27, pp. 308–310.

Lobzakova E. E. Retseptsiya v muzykoznanii: k voprosu ispol’zovaniya termina [Receptivity in Musicology: Concerning the Question of Applying the Term]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal’nyy al’manakh [South-Russian Musical Almanac]. 2015. No. 3 (7), pp. 5–10.

Orlov G. A. Drevo muzyki [The Tree of Music]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1992. 408 p.

Khokhlova A. L. Stanovlenie kognitivnogo podkhoda v muzykoznanii [The Formation of the Cognitive Approach in Musicology]. Muzykal’naya nauka v edinom kul’turnom prostranstve: materialy IV mezhdunarodnoy internet-konferentsii [Musical Scholarship in a Single Cultural Space: Materials of the 4th International Internet Conference]. Russian Gnessins’ Academy of Music, 2016. URL: http://gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2016/04/ChochlovaAL.pdf.

Chiglintsev E. A. Retseptsiya antichnosti v kontse XIX – nachale XXI vv.: teoretiko-metodologicheskie osnovy i kul’turno-istoricheskie praktiki: avtoref. dis. … d-ra ist. nauk [Reception of Antiquity from the Late 19th to the Early 21st Centuries: Theoretical and Methodological Foundations and Cultural-Historical Practice: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of History]. Kazan, 2009. 52 p.

Iauss Kh. R. Istoriya literatury kak provokatsiya literaturovedeniya [The History of Literature as a Literary Provocation]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review]. 1995. No. 12, pp. 34–84.

Celestini F., Bohlman Ph. V. Musicology and the Discourses of Global Exchange. Acta Musicologica. 2014. LXXXVI, рр. 1–31.

Egermann H., McAdams S. Empathy and Emotional Contagion as a Link Between Recognized and Felt Emotions in Music Listening. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 31, No. 2. December, 2012, pp. 139–156.

Levinson J. Intention and Interpretation. Philosophy of Literature. Contemporary and Classic Readings. An Anthology. Oxford, 2007, pp. 98–106.

Taruffi L., Allen R., Downing J., Heaton P. Individual Differences in Music-Perceived Emotions. The Influence of Externally Oriented Thinking. Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Vol. 34, No. 3. February, 2017, pp. 253–266.

Shaymukhametova Liudmila N. The Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 1, pp. 61–73. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.1.061-073.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.139-144

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.