К изучению процессов трансляции византийской церковной певческой традиции в искусстве России и Кореи

Galina V. Alekseeva

Аннотация


Статья демонстрирует авторскую базовую методологию византийско-русских сравнительных исследований и даёт представление о новом ракурсе, в котором рассматриваются подходы к изучению распространения церковного пения в православной традиции Кореи. Материалом исследования византийско-русской части являются многочисленные рукописные источники певческих книг и учебных пособий по церковному пению Византии и Древней Руси с XI по XIX век (более 450 рукописей). Процесс адаптации изучался автором диахронно в трёх аспектах: сохранение гомилетики текстов, адаптационные процессы в терминологии певческих руководств, метатекст систем византийского ихоса и русского гласа, позволяющий яснее проявлять мелодическое творчество. Сравнительный анализ догматика «Всемирную славу» в византийской, русской
и корейской православной традициях отражает изоморфизм текстов, их гомилетики, музыкальной структуры и мелодических окончаний строк при трансляции генетически изначальной византийской традиции в другие земли. Мелодическое своеобразие нуждается в дальнейших исследованиях.

Ключевые слова: методология адаптационных исследований, гомилетика текстов, терминология певческих руководств.


Полный текст:

PDF

Литература


Alekseeva G. V. Vizantiysko-russkaya pevcheskaya paleografiya [The Byzantine-Russian Church Singing Palaeography]. St. Peterburg: Dmitriy Bulanin, 2007. 368 p.

Alekseeva G. V. Drevnerusskoye pevcheskoe iskusstvo (muzykal’naya organizatsiya znamennogo rospeva) [The Early Russian Art of Church Singing (The Musical Organisation of the Znameny Chant)]. Vladivostok: Far- Eastern State University Press, 1983, 172 p.

Alekseeva G. V. Kompleksnoe vospriyatie mekhanizmov adaptatsii vizantiyskogo iskusstva v Drevney Rusi: sovremennye metodologicheskie podkhody [The Complex Perception of the Mechanisms of Adaptation of Byzantine Art in Ancient Rus: Contemporary Methodological Approaches]. Vestnik Akademii russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoy [Bulletin of the Academy of Russian Ballet named after A. Vaganova. 2014. No. 4 (33), pp. 81–94.

Alekseeva G. V. Problemy adaptatsii vizantiyskogo peniya na Rusi: monografiya [The Problems of Adaptation of Byzantine Singing in Russia: a Monograph]. Vladivostok: Dalnauka RAN, 1996. 380 p.

Alekseeva G. V. Semantika «imen popevok» i ikh muzykal’noe napolnenie v kontekste sravnitel’nykh vizantiysko-russkikh issledovaniy [The Semantics of the “Names of the Popevkas” and Their Musical Content in the Context of Comparative Byzantine-Russian Research]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 1 (8), pp. 16–20.

Alekseeva G. V. Stroka [The Musical Line]. Muzykal’no-entsiklopedicheskiy slovar’ [Musical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 1990, p. 525.

Bakhmutova I. V., Gusev V. D., Titkova T. N., Shindin B. A. Elektronnye azbuki dlya notolineynoy rekonstruktsii znamennogo raspeva [Electronic Alphabets for Reconstruction of the Znamenny Chant in Staff Notation]. Problemy muzykal’noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 14–21. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.014-021.

Kim G. N. Rasskazy o religiyakh Korei. 2014 [Stories about the Religions of Korea]. URL: https://koryo-saram.ru/kim-g-n-rasskazy-o-religiyah-korei/ (01.02.2018).

Lidov A. M. Ierotopiya. Prostranstvennye ikony i obrazy-paradigmy v vizantiyskoy kul’ture [Hierotopy. Spatial Icons and Image-Paradigms in Byzantine Culture]. Moscow: Design. Information. Cartography, 2009. URL: http://hierotopy.ru/ru/?page_id=244 (01.02.2018).

Alekseeva G. Der Anspassungsschlussel der byzantinischen Gesangtradition in der russischen Tradition durch Isomorphismus der Gestaltungsmittel [The Adaptation Key of the Byzantine Singing Tradition in the Russian Tradition through Isomorphism of the Means of Design]. Theorie und geschichte der monodie. Bericht der International Tagung Wien 2012 [Theory and History of the Monody. Report of the International Conference Vienna 2012]. Part 1. Brno, 2014, pp.13–25.

Alekseeva G. Mechanisms of the Byzantine Culture Adaptation in Russia: Singing, Miniature, Church Service. Proceedings of the 22nd International Congress of Byzantine studies. Sofia, 22–27 August 2011. Volume 3. Abstracts. Sofia, 2011, рp. 271–272.

Psarianos Dionisios L. Ecclesiastical Hymns in Byzantine and European Notation. Athena, 2004. 230 p.

The Hagiopolites. 1983 – The Hagiopolites. A Byzantine Treatise on Musical Theory. Preliminary. Edition by J. Raasted; Cahiers de l’Institut du Moyen Age, Grec et Latin, 45. Copenhagen, 1983. 114 p.

Σταθη. Γρ. Θ. Τα χειρογραϕα Βυζαντινης Μουσικης. Αγιον Ορος. Καταλογος περιγραφικος των χειρο γραφων κωδικων Βυζαντινης μουσικης των αποκειμενων εν ταις βιβλιοθηκας των ιερων μονων και σκητων τογ Αγιον Ορος. Τ. ΙV, Αθηναι. 2015. 994 P.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.096-103

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.