Об истоках и современном состоянии музыкальной когнитивистики

Angela L. Khokhlova

Аннотация


В статье рассматриваются истоки и современное состояние
музыкальной когнитивистики. Отмечается, что посредством
разворота музыкознания в сторону когнитивной научной па-
радигмы изучение форм музыкального бытия осуществляет-
ся на основе обработки информационных потоков, идущих
от физического мира, биологической материи, социума и
культуры.
Когнитивное исследовательское направление в музы-
кальной науке находится на стадии активного становления,
но уже сейчас выводит теорию музыки на новый научный
уровень, затрагивающий весь окружающий мир.
Музыкальная когнитивистика позволяет расставить но-
вые акценты, указывающие на перспективы в понимании
смысловой структуры интерпретации в её многообразных
связях с познающим субъектом, его интеллектом, опытом,
уровнем ментальной активности. С таких позиций музыкаль-
ную когнитивистику можно рассматривать не только как ба-
зис современной науки, но и как средство целостного знания
о музыкальном искусстве в системе мироустройства.

Ключевые слова: когнитивная теория, когнитивное му-
зыкознание, музыкальная когниция, интерпретация

Полный текст:

PDF

Литература


Amrakhova A. A. Kognitivnye aspekty interpretatsii sovremennoy muzyki: na primere tvorchestva azerbaydzhanskikh kompozitorov: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Cognitive Aspects of the Interpretation of Contemporary Music: On the Example of the Music of Azerbaijani Composers: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2005. 325 p.

Aranovskiy M. G. Muzykal’nyy tekst. Struktura i svoystva [The Musical Text. Structure and Properties]. Moscow: Muzyka Press, 1998. 344 p.

Baykieva R. M. O semioticheskikh aspektakh muzykal’noy interpretatsii [About the Semiotic Aspects of Musical Interpretation]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2009, No. 1 (4), pp. 29–39.

Bayazitova D. I. O semanticheskoy svyazi zagolovka i smyslovykh struktur muzykal’nogo teksta (na primerakh p’es detskogo fortepiannogo repertuara) [About the Semantic Connection of the Title and the Meaning-Bearing Structures of the Musical Text (on the Example of Piano Pieces for Children)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2008, No. 1 (2), pp. 210–213.

Bibler V. S. Ot naukoucheniya – k logike kul’tury. Dva filosofskikh vvedeniya v dvadtsat’ pervyy vek [From the Teaching of Scholarship – to the Logic of Culture. Two Philosophical Introductions to the Twenty-First Century]. Moscow: IPL, 1991. 413 p.

Vartanov S.Ya. Kontseptsiya interpretatsii sochineniya v sisteme fortepiannoy kul’tury: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The Concept of Interpretation of the Works in the System of Piano Culture: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Saratov, 2013. 356 p.

Lotman Yu. M. Struktura khudozhestvennogo teksta [The Structure of the Literary Text]. Moscow: Iskusstvo, 1970, pp. 17–49.

Medushevskiy V. V. Dvoystvennost’ muzykal’noy formy i vospriyatie muzyki [The Duality of Musical Form and Perception of Music]. Moscow: Muzyka Press, 1980, pp. 178–194.

Rags Yu. N. Akusticheskie znaniya v sisteme muzykal’nogo obrazovaniya [Acoustic Knowledge in the System of Music Education]. Ryazan: Litera M, 2010. 336 p.

Sukhantseva V. K. Muzyka kak mir cheloveka. Ot idei vselennoy – k filosofii muzyki [Music as the World of the Human Being. From the Idea of the Universe – to the Philosophy of Music]. Kiev: Fakt, 2000. 176 p.

Tyupa V. I. Ontologiya kommunikatsii [The Ontology of Communication]. Diskurs. 1998, No. 5/6, pp. 5–20.

Fuko M. Poryadok diskursa [Foucault, M. The Order of Discourse]. Volya k istine [The Will to the Truth]. Translation from the French. Moscow, 1996, pp. 10–99.

Kholopova V. N. Muzykal’nye emotsii [Musical Emotions]. Moscow: Multiprint, 2010. 175 p.

Khokhlova A. L. Kognitivnaya model’ teorii interpretatsii v muzykal’nom iskusstve. Na materiale kamerno-instrumental’nykh sochineniy venskikh klassikov: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Cognitive Model of the Theory of Interpretation in Music. On the Material of Chamber and Instrumental Works of the Viennese Classics: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Saratov, 2013. 357 p.

Shaymukhametova L. N. Semanticheskiy analiz muzykal’nogo teksta (o razrabotkakh problemnoy nauchno-issledovatel’skoy Laboratorii muzykal’noy semantiki) [The Semantic Analysis of the Musical Text (on the Research of the Issue Orientated Research Laboratory of Musical Semantics)]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2007, No. 1 (1), pp. 31–43.

Shaymukhametova L. N. Teoreticheskie osnovy kontseptsii: adaptatsiya k praktike [Theoretical Foundations of the Concept: Adaptation to Practice]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2011, No. 2 (9), pp. 227–229.

Bregman A. S. Auditory Scene Analysis: The Perceptual Organization of Sound. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1990.

Deutsch D. Grouping mechanisms in music. The Psychology. 1982, pp. 299–348.

Ingram J. The Notation of Time. Contact Magazine: London, 1985, pp. 12–23.

Juslin P., Sloboda J. Music and emotion. Theory and research. Oxford: University Press, New York, 2001. 504 p.

Nattiez J. Musicologie generate et semiologie. Paris, 1987, рр. 294–296.

Risset J., Wessel D. Exploration of timbre by analysis and synthesis // The Psychology of Music. Edited by D. Deutsch. Academic, New York. Chap. 2. 1982, рр. 26–58.

Stefani G. On the Semiotics of Music // Music, Culture and Society. Edited by D. Scott. Oxford Univ. Press, 2000, рр. 50–233.

Tomic S., Janata P. Ensemble: A Web-Based System for Psychology Survey and EXperiment Management // Behavior Research Methods. 39 (3), 2007, рр. 635–650.

Umemoto T. Developmental approaches to music cognition and behavior // JSTOR: Music perception, 1996, рр. 353–365.




DOI: http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.005-011

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.