Виктор Абрамович Цуккерман (1903–1988)

Grigory R. Konson

Аннотация


Статья посвящена творчеству выдающегося отечественно-
го учёного, музыканта и просветителя Виктора Абрамовича
Цуккермана. Наряду со становлением музыканта как лично-
сти, автор прослеживает формирование его метода целостно-
го анализа. На материале известных работ – «Симфоническая
сюита Б. Шехтера “Туркмения”», «Динамический принцип в
музыкальной форме», «“Камаринская” Глинки и её традиции
в русской музыке», «О музыкальной речи Н. А. Римского-
Корсакова», «Заметки о музыкальном языке Шопена», «Вы-
разительные средства лирики Чайковского» – автор статьи
показывает, как Цуккерман при помощи созданного им ме-
тода анализа раскрывает художественную картину мира, где
действительность претворяется в гармоничном единстве и
многообразии. Посредством анализа музыки, сформировав-
шегося в результате органичного взаимодействия различных
областей науки и искусства, учёный проник в содержание
самых разных знаковых систем и раскодировал их для музы-
кознания.

Ключевые слова: Виктор Цуккерман, российское музы-
кознание, Фредерик Шопен, Петр Чайковский, Николай Рим-
ский-Корсаков, метод целостного анализа, художественный
образ

Полный текст:

PDF

Литература


Asaf’ev B. V. O napravlennosti formy u Chaykovskogo [About the Direction of Tchaikovsky’s Musical Form]. Asaf’ev B. V. O muzyke Tchaykovskogo [About the Music of Tchaikovsky]. Leningrad, 1972, pp. 67–73.

Vospominaniya Viktora Abramovicha Tsukkermana, prodiktovannye i napisannye im v kontce zhizni [The Memoirs of Victor Abramovich Zuckerman, Dictated and Written by Him Towards the End of His Life]. V. A. Tsukkerman – muzykant, uchyonyy, chelovek. Stat’i, vospominaniya, materialy [V. A. Zuckerman – Musician, Scholar, Man. Articles, Memoirs, Materials]. Executive Editor G. L. Golovinskiy. Moscow, 1994, pp. 91–142.

Kommentariy [Commentaries]. Ibid, pp. 142–145.

Mazel’ L. A., Tsukkerman V. A. Analiz muzykal’nykh proizvedeniy: Elementy muzyki i metodika analiza malykh form [Analysis of Musical Compositions: Elements of Music and Methodology of Analysis of Small Forms]. Moscow: Muzyka Press, 1967. 752 p.

Riemann H. Muzykal’nyy slovar’ [Musical Dictionary]. Translated from the German by B. Jurgenson; translations, addendum, revision by Yu. Engel. Moscow: P. Jurgenson, 1901. 1536 p.

Tsukkerman V. A. Vyrazitel’nye sredstva liriki Tchaykovskogo [The Expressive Means of Tchaikovsky’s Lyricism]. Moscow: Muzyka Press, 1971. 248 p.

Tsukkerman V. A. Dinamicheskiy printsip v muzykal’noy forme [The Dynamic Principle in Musical Form]. Tsukkerman V. A. Muzykal’no-teoreticheskie Ocherki i Etyudy [Music Theory Essays and Sketches]. Issue 1. Mo, sc1o9w70, pp. 19–120.

Tsukkerman V. A. «Kamarinskaya» Glinki i ee traditsii v russkoy muzyke [Glinka’s “Kamarinskaya” and Its Traditions in Russian Music]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1975. 464 p.

Tsukkerman V. A. Muzykal’no-teoreticheskie ocherki. O muzykal’noy rechi N. A. Rimskogo-Korsakova [Essays on Music Theory. On the Musical Language of N. A. Rimsky-Korsakov]. Issue 2. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1975. 464 p.

Tsukkerman V. A. Ne zabyvat’ o muzyke [Do not Forget About Music]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1983, no. 11, pp. 52–56.

Tsukkerman V. A. O nekotorykh osobykh vidakh tselostnogo analiza [On Certain Special Types of Integral Analysis]. Tsukkerman V. A. Muzykal’no-teoreticheskie Ocherki i Etyudy [Music Theory Essays and Sketches]. Issue 1. Moscow, 1970, pp. 409–426.

Tsukkerman V.A. O syuzhete i muzykal’nom yazyke opery-byliny «Sadko» [On the Subject and the Musical Language of the Epic Opera “Sadko”]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1933, no. 3, pp. 46–73.

Tsukkerman V. A. O teoreticheskom muzykoznanii [About Theoretical Musicology]. Tsukkerman V. A. Muzykal’noteoreticheskie Ocherki i Etyudy [Essays and Sketches on Music Theory]. Issue 1. Moscow, 1970, pp. 5–18.

Tsukkerman V. A. Pod kriticheskim uglom zreniya [In a Critical Perspective]. Muzykal’nyy sovremennik: sb. st. [The Musical Contemporary: a Collection of Articles]. Editor L. V. Danilevich, Compiler S. S. Ziv. Issue 4. Moscow, 1983, pp. 304–327.

Tsukkerman V. A. «Turkmeniya» Shekhtera [“Turkmenistan” Suite by Schechter]. Sovetskaya muzyka [Soviet Music], 1936, no. 4, pp. 24–51.

Tsukkerman V. A. Tselostnyy analiz muzykal’nykh proizvedeniy i ego metodika [Integral Analysis of Musical Compositions and Its Methods]. Intonatsiya i muzykal’nyy obraz: st. i issl. muzykovedov Sovetskogo Soyuza i dr. sots. stran [Intonation and Musical Image: Research Articles by Musicologists from the Soviet Union and Other Socialist Countries]. General editor: B. M. Yarustovsky. Moscow, 1965, pp. 264–320.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.